Слова, как известно, состоят из звуков. Звуки речи, если они не являются словами (союзами, предлогами, частицами, междометиями), ничего не обозначают. Однако не всегда звуки в слове безразличны к его значению. «Дело в том,— пишет М. М. Михайлов,— что в речи звучание слов иногда гармонирует с выражаемым им содержанием. Это находит свое выражение в звукоподражании». Звучание созданного таким образом слова передает звуковые особенности, характерные для того или иного явления. В таких словах, как гроза, гремит, грохотать, можно услышать грозные раскаты грома. Сходны по происхождению со звукоподражательными слова жук, бык, жужжать, шуршать, свистеть и др. С. Я. Маршак писал: «В глаголе «хохотать» звучат раскаты громкого смеха—«хо-хо-тать». Звукоподражание как один из видов звукописи широко используется некоторыми писателями. На эту особенность языка давно обратил внимание народ при создании скороговорок, многих прибауток, загадок.
Включение этой темы во внеклассные занятия с первоклассниками диктуется не только практическими соображениями — исправить недостатки произношения некоторых детей. Необходимо также показать школьникам звукопись как одну из выразительных возможностей русского языка. «Особенности звукового облика русского языка,— писал академик С. П. Обнорский,— сообщают нашей речи общие черты благозвучности, музыкальности, мягкой тональности, высокой ритмичности — все то, что создает общее впечатление красоты языка». Первое занятие проводится как игровое, на котором дети будут учиться правильно произносить каждый звук в слове. Основной материал для работы на этом занятии — скороговорки. Второе занятие строится на различных стихотворных текстах современных детских писателей. При той же практической цели занятие позволяет показать детям роль звукописи.
В начале занятия учитель напоминает детям о том, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься — получится новое слово, будет непонятно, о чем хотят сказать. Один мальчик не может произнести слово прачка. А девочка зовет своих подруг играть в прятки и неправильно произносит это слово. В чем дело? Просто оба не выговаривают звук р. Чтобы не было ошибок, надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать скороговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения.
— Внимание! Нам прислали телеграмму. Вот что в ней написано: «Всем первоклассникам, всем, всем. Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля… (учитель пишет на доске название корабля «Санглбанглтинглтаг»). Что
это за корабль, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение этого писателя. (Читается стихотворение. Название корабля ученики читают хором.) Дети, вы слышали о корабле,
- Самом прекрасном на всей земле?
- Этот корабль называется так:
- «Сангл-бангл-тингл-таг».
- Спешите, спешите узнать поскорей
- Строгий приказ министерства морей:
- «Матросом на борт поднимается тот,
- Кто быстро название произнесет».
- Ребята! Внимание! Каждый из вас
- Может попробовать хоть сейчас.
- Только учтите: совсем не пустяк
- Сказать без запинки
- «Санглбанглтинглтаг».
- Кто может сказать
- «Санглбанглтинглтаг»,
- Тот может поднять
- Корабельный флаг,
- Может прямо в Африку плыть,
- Может даже трубку курить
- И важничать, как заправский моряк,
- На корабле «Санглбанглтинглтаг».
Вот вы уже и научились произносить трудное название этого корабля. Значит, мы тоже попытаемся попасть матросами на этот корабль. Однако это не так-то просто сделать. Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на кооабле. Надо пройти следующие испытания:
- И от этих маков красных Ярко-красным стал лужок. Каждый мак горит,
- как в праздник Первомайский твой флажок!
- …Видишь — столбик со звездой На зеленом склоне? Пулеметчик молодой Был здесь похоронен. Грозно на пути врага Наша сила встала, Чтобы русские луга Нечисть не топтала!
- … Слышишь — ветер под горою Тихо трогает кусты? Над могилою героя Встали красные цветы. Там, где шли бойцы в атаки, Проливали кровь в бою, Прорастают в поле маки, Клонят маковку свою…
- Постоим и я, и ты У могилы строгой. Мы положим здесь цветы, Помолчим немного.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Звуки в слове . Потом не будешь искать!