Плод пушечного дерева, который сегодня любой посетитель может подробно разглядеть в одной из витрин музея, положен туда научным сотрудником музея, кандидатом биологических наук Людмилой Мефодиевиой Сипайловой. Срезан он ее же рукою в городе Гонолулу, что на Гавайских островах. Было это так. У ученых, принимающих участие в девятом рейсе научно-исследовательского судна «Дмитрий Менделеев», оказался свободный день. Известно, что Гонолулу прекрасен и архитектура его удивительна. Ученые тем не менее отправились в ботанический сад. Они недолго в азарте рассматривали богатейшую растительность, как вдруг стремительно изменилась погода. Стеною надвинулся шумный тропический дождь, изгнав из сада немногочисленных экскурсантов. Так же внезапно, как начался, ливень прекратился, и в волшебной аллее кокосовых пальм наступила тишина, пронизанная густыми, влажными запахами растений. И тут раздались странные резкие звуки, которые можно было сравнить разве что с пушечной канонадой. Гости с «Дмитрия Менделеева» прошли еще несколько шагов и внезапно увидели красивое ветвистое дерево. На его длинных плетях свисали деревянистые шары величиною с голову человека. Ветер, сразу налетавший после шумного дождя, схлестывал плети, и плоды били друг о друга, ударялись о ствол.
Заметим, что и остальные экспонаты музея имеют порою еще более удивительное происхождение. Каждый кем-то найден, определен, высушен и представлен для обозрения.
«Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я…» Как знать, какой мечтой наполняется душа современного городского ребенка, в задумчивости бродящего по музею, где вместо наклеенного на картонку сухого, пыльного, сморщенного растения он увидит объемно и в цвете растения всего земного шара?! Как знать, какие воспоминания, может быть, благотворную тоску по природе пробудят и в душе взрослого желтые солнышки низких первоцветов, в ботанических справочниках названные, наверное, за сплошную свою красоту именем греческого бога Адониса?! Низкие стебли, круглые желтые цветки во всей живой прелести красуются за витриной. Как их удалось сохранить? Не в книге же, не под прессом их сушили.
В начале века любители растений консервировали растения, пересыпая их сухим песком. В условиях музея это было довольно сложное предприятие. Попробовали перекладывать листья, веточки растения ватными тампонами. Получилось недурно,— растение не теряло формы, однако, когда тампоны из высушенного растения извлекались, иные сухие листочки или цветки порою рассыпались на глазах. Появилась идея: струей пара обдавалось засохшее, переложенное ватными тампонами растение. И когда все его части немного размягчались, ватные тампоны пинцетами безболезненно удалялись. Метод этот был разработан во всех деталях и получил название «метода объемной сушки растений».
Чем больше в своей обыденности современный человек удаляется от природы, тем полнее его душевная, психологическая н биологическая потребность сблизиться с нею. Не оттого ли в нашем музее глаз волей-неволей с радостью по многу часов кряду не отрывается от экспонатов? Что нам кажется в этих сухих растениях, искусственных пейзажах и муляжах плодов и овощей?
И вот горит волшебный фонарь ботаники… В его ясном, не музейном свете растения Земли — дикие нарциссы из долин Закарпатья, пейотль из Южной Америки, требующие защиты человека карпатский эдельвейс и редко встречающийся пион узколистный. Это произвольно выплывшие из памяти названия растений, в музее же царствует порядок, система, которая, по словам Карла Линнея, является ариадниной нитью ботаники. Без системы ботаническая наука превращается в хаос. Здесь, в просторных залах музея, не только герба-, рии н сухие растения, но и изящные диорамы, выполненные с безупречным художественным вкусом.
Следует отметить, что Ботанический музей только часть Естественнонаучного музея, куда входит еще четыре музея: зоологический, палеонтологический, археологический и геологический. Музей — это учреждение не только культурное, во и прежде всего научное. Каждый сотрудник здесь имеет свою научную тему, но каждый и страстный собиратель, постоянно заботящийся о пополнении коллекции. Вот экзотический плод «пандан», похожий на большую сосновую шишку. Заведующая музеем Дарья Никитична Доброчаева получила его из рук молодого полицейского в Лае-Пальмасе как дар жителей Канарских островов советскому музею.
Вот тут как раз случай напомнить, что при создании музея, научные принципы организации которого вместе с коллегами вырабатывала сама Дарья Никитична, возникла проблема — как и по какому принципу организовывать экспозицию. Если, например, по систематическому принципу, как это сделано у зоологов, то окажется, что рядом будут, скажем, такие растения, как место в системе. Среди основных групп растительного мира самыми древними считаются бактерии и сине-зеленые водоросли, которые вовсе и невидимы простым глазом, однако играют серьезную роль в природных сообществах. Водоросли, например, есть и съедобные, и ядовитые, и азотфиксирующие. Из-за некоторых видов «цветет» вода в водохранилищах и гибнет рыба.
Низших одно- и многоклеточных водорослей, например, на Земле 35 тысяч видов, и имеют они размеры от тысячных долей миллиметра до нескольких десятков метров. Л грибов более 100 тысяч видов, и они так же отличаются друг от друга, как плесень на сгнившем яблоке от крепкого белого гриба или клейкого масленка. И все они грибы.
Прежде чем что-нибудь узнать о цветковых, взгляд посетителя остановится на мхах и лишайниках, на сосновых, на коллекции шишек, которая богато представлена в музее.
Уже шла речь о том, какое множество систем классификации существовало в ботанике, что самой четкой оказалась система Карла Линнея, который в ее основу положил число, величину и расположение тычинок и пестиков цветка, а также одно- И двудомность растения. И вот мы видим маленький, вечнозеленый, изящный кустарник с поникшими бело-розовыми цветками. Это живой памятник Линнею, его любимое растение, в его же честь названный линией северная.
Что такое растения в жизни человека? Вопрос, который уместно задать только инопланетянину,— настолько очевиден ответ. Они почти что сама жизнь. Однако же напомним, что среди дикорастущих человек нашел для себя пищевые, кормовые, прядильные, витаминоносные, медоносные, каучуконосные, красильные, дубильные, эфи-ромасличные, наконец, лекарственные растения. И все же человечество очень ограниченно использует растительный мир. Из 300 тысяч цветковых пищевыми считается более трех тысяч, а используется только до трехсот видов.
Интересно, что существуют вполне определенные центры происхождения культурных растений. Их девять. Плоды и овощи, которыми богата наша повседневность, порою произошли из самых далеких уголков планеты. Например, японо-китайскому центру МЫ обязаны черной репой, мандарином, абрикосом, персиком, хурмой и апельсином; среднеазиатскому — луком и пшеницей; чилийскому — картофелем и помидором; южноафриканскому— арбузом. Центры происхождения культурных растений показаны в музее на карте, разработанной Николаем Ивановичем Вавиловым.
Флора насчитывает свыше 25 тысяч видов растений, в том числе высших — 4,5 тысячи. С нею связаны видовые названия некоторых из них — тимьян украинский, ковыль украинский, астрагал украинский. И если имена их естественно звучат для нашего уха, то упоминание экзотического рододендрона в связи с Полесьем удивительно. Однако же вот перед нами в диораме Правобережного Полесья среди дубово-соснового леса, среди лишайников, на фоне поймы реки Уборть цветущие кусты рододендрона желтого.
А вот дубравные эфемероиды — многолетние растения с укороченным периодом вегетации. Под этим научным определением скрываются так любимые всеми подснежники, быстро из-под снега возникающие и так же быстро пропадающие куда-то. Куда? Свежайшее чудо цветка в снегу… Ежегодное чудо, эфемерное явление белых поникших чашечек с острым зеленым листом на стебле. Ранней весной среди буйной влаги, солнечного света и тепла, из питательных веществ еще прошлогодних корней и луковиц поднимаются они, чтобы исчезнуть задолго до появления древесной листвы. Короток их век. Эфемероиды — это и ветреница луковая, пролеска двулистная, лук медвежий, мать-и-мачеха, сон-трава.
Откуда это вдруг в замкнутых комнатах музея возникает чувство простора, бесконечности, томительного покоя? Степь да степь кругом… Взгляду открывается панорама Стрельцовской степи, что расположена в границах Ворошиловградской области. Голубая от шалфея поникшего, белая — от ковыля, степь показана ранним летом, когда все живое, растущее цветет, томится в солнечном свете. Простор, белесоватое небо в редких облачках и травы, много трав. По этой голубой степи тосковал Тарас Шевченко, сосланный в Орскую крепость на берег Каспия. Их называют изумрудными или лесистыми. Здесь насчитывается более двух тысяч видов высших растений. 70 видов только деревьев. Растительный покров Украинских Карпат расчленен на пять высотных поясов — дубовый, буковый, пихтовые и еловые леса, субальпийский и альпийский’. Самое романтическое растение Карпат, символ мужества и любви у всех горных народов Европы — эдельвейс альпийский ИЛИ шелковая косица. Он растет высоко на скалах и на территории Советского Союза встречается только в Карпатах. Мелкие его невзрачные цветочки собраны в соцветия-корзиночки по нескольку на вершине стеблей. Корзиночки же окружены горизонтально отклоненными густыми беловойлочно-пушистыми прицветнымв листочками. Все это вместе выглядит как серебристая многолучевая звездочка, и поэтому цветок называют «звездой полонин и скал».
В виде реальных экспонатов, в виде красочных диорам в музее широко представлен не только растительный мир страны, но и всего земного шара. Можно до бесконечности описывать удивительные картины природы, открывающиеся взгляду в музее. Однако древняя мудрость говорит, что лучше «один раз увидеть, чем сто раз услышать»,—и это особенно справедливо, когда речь идет об этом Музее ботаники.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Волшебный фонарь ботаники . Потом не будешь искать!