Стон Байрона. В 1816—1819 годах в Венеции жил Джордж Гордон Байрон, к тому времени уже известный поэт. Бродя по городу, он поражался его виду. После падения республики Венеция дважды переходила от французов к австрийцам и в ней уже ощущались признаки печального запустения. Хозяйство города было разрушено, произведения искусства разграблены и проданы, жители эмигрировали, великолепные дворцы казались опустевшими, стены потрескались, и их разъедала сырость. С болью в сердце написал Байрон «Оду к Венеции», безутешный плач романтической души, берущий нас за душу своей трепетной злободневностью: Венеция! Венеция! Когда тебя поглотят воды, И с морем мрамор твой сравняет власть времен, О, над тобой тогда заплачут все народы, И громко прозвучит над морем долгий стон. Но, торопя с решением проблем консервации уникальнейшего в мире города, они забывают, что дело здесь не только в устранении некоторых уже выявленных зол, но и в избавлении от них не мертвого города в отдаленном уголке земли вроде Мохенджодаро, а жилого комплекса XX века в разгаре развития.
Страшное наводнение в ноябре 1966 года с новой силой подчеркнуло неотложность задачи спасения города от неминуемой гибели. Но вместе с тем возникла
[smszamok]
драматическая альтернатива: должна ли Венеция быть современным городом в полном смысле этого слова, или ей суждено стать городом-музеем? Речь идет о решении судеб большого числа людей. И хотя этот вопрос волнует все международное сообщество, озабоченное спасением исторических и художественных ценностей, которые принадлежат всем, все же решающий голос принадлежит самим венецианцам. Ведь Венеция — живой город, и его жителям нужно самим решить свою судьбу, причем у них должно быть время сделать такой выбор, их будущее не должно пострадать от поспешных и безответственных решений. Дискуссия продолжалась все эти годы, выливаясь в страстную и часто даже резкую полемику, и привела к задержкам — не всегда оправданным — в принятии важных решений и неотложных мер. Тем не менее она помогла добиться ясности, распутать некоторые сложные узлы противоречий и определить основные направления действий.
Сегодня восстановительные работы, можно сказать, начались, и Венеция превратилась в своего рода главную лабораторию по изучению функционирующих исторических центров, болезней камней и той физической среды, воздействию которой подвергаются все северные города планеты. На венецианский эксперимент с понятным интересом взирает весь мир, сознавая, что город на лагуне не только «микрокосм иных времен», чудесным образом переживший века и стихии природы; это также крупнейший единый исторический комплекс и городская агломерация, сталкивающаяся со всеми типичными проблемами современного города; уникальный образец по комплексности и сложности проблем.
В мире нет другого «памятника», который ставил бы столь острые и сложные задачи с точки зрения консервации. Для их решения необходимо взаимодействие представителей почти всех отраслей науки и техники: архитектора и гидролога, урбаниста и бактериолога, строителя и метеоролога, реставратора и психолога. Мало того, «потребуется и творческое воображение, — писал французский востоковед Луи Фредерик, — ибо надо найти новые технические средства, необходимые, например, для того, чтобы использовать течения, не давая лагуне заилиться; чтобы уничтожить микроорганизмы в воде, не отравляя ее; чтобы нейтрализовать действие штормов, не уродуя город и его окрестности; чтобы укрепить Венецию, не становясь на путь ее разрушения, а потом возведения заново; чтобы сохранить ее для мечтателей, не теряя при этом связи с реальностью».
И нельзя забывать, что техническая сторона работ по консервации художественного наследия в Венеции, насчитывающего свыше десяти тысяч зарегистрированных памятников и произведений искусства, которые представляют собой крупнейшее в мире собрание подлинных шедевров, тесно связана с бесконечным множеством других вопросов, с которыми надо считаться и решение которых требует времени, терпения и упорства. Речь идет, в частности, о проблемах отчуждения участков, кредитах, о системе управления, специальном законодательстве, о разработке общих и детализированных планов, создании исполнительных и контрольных органов и т. п.
Три врага. Венецию не раз спасали ее жители: спасали от моря и от рек, которые постоянно угрожали превратить лагуну, это зеркало вод, прославленное поэтами и художниками, в банальное зловонное болото или в сушу, как случилось с большими лагунами к северу от Равенны, о которых упоминают Плиний, Страбон, Витрувий и Тит Ливии. Из трех врагов Венеции вода была первым и самым страшным. Затем к ней добавились оседания почвы, а в последние десятилетия — загрязнение атмосферы.
С самого основания города венецианцам пришлось защищаться не только от морских, но и от речных вод. Реки, способствовавшие образованию лагуны, с течением времени могли забить ее своим илом. К тому же они создавали условия, благоприятствовавшие размножению комаров: в XVI веке малярия погубила многих обитателей Торчелло, «первой Венеции». Поэтому не удивительно, что борьба против-речных потоков в былое время поглощала много сил у венецианцев. Тишайшая — так называли Венецианскую республику — сумела покорить По и отвести ее к югу; потом она отдалила от лагуны Бренту, Пьяве и Силе. И хотя сооружение «ответвлений» (периферических канав и каналов) не предохранило прибрежные участки от постепенного заболачивания, оно тем не менее обеспечило достаточную соленость вод, чтобы прогнать коварного анофелеса, разносчика малярии3. Однако некоторые считают, что в результате такого вмешательства (разумеется, нужного, но, пожалуй, чересчур радикального) лагуна лишилась речных отложений, которые компенсировали вынос рекой первоначального донного аллювия; а это ускорило процесс понижения дна лагуны. Отвод рек породил еще и другое вторичное явление: дно и берега лагуны стали подвергаться более сильному размыву под действием морских течений, сила которых уже не смягчалась «подушкой» из ила.
Лагуна соединяется с открытым морем через три прохода в узкой косе, образуемой прибрежными островами. Эти проходы — «ворота», или проливы, — называются (с севера на юг) Лидо, Маломокко и Кьоджа. Без них лагуна не могла бы жить. В самом деле, именно благодаря «воротам» водное пространство, над которьм выросла Венеция, — живое и жизнеспособное, дважды в день очищаемое приливом и отливом. Чередование прилива и отлива — это вертикальное движение. Если бы здесь была не лагуна, а открытая бухта, то вода поднималась и опускалась бы у набережных города, а не растекалась по каналам. Но так как лагуна соединяется с морем узкими проходами, то дл» выравнивания уровней воды в лагуне и в открытом море требуется время. Это наглядный пример действия в природе закона сообщающихся сосудов, которые и в нашем случае имеют разную емкость: открытое и почти безграничное море и очень тесная лагуна. Когда начинается прилив, морская вода устремляется — в горизонтальном направлении — в лагуну, причем в проливе Лидо его скорость доходит до двух метров в секунду, постепенно снижаясь по мере прохода по лагуне, и особенно в лабиринте каналов. Когда же происходит отлив, уровень воды в лагуне на какое-то время оказывается выше, чем в море, и тогда вода уходит обратно в открытое море через те же проливы, с той же скоростью и в том же объеме, как вливалась шестью часами раньше.
Специалисты объясняют высокую воду случайным совпадением астрономических, метеорологических и гидродинамических факторов. Известны ее природа и механизм действия, но причины пока неведомы. Это явление считается опасным, так как наблюдается все чаще. За 100 лет, предшествовавших наводнению 1966 года, высокая вода отмечалась 58 раз. За первые 50 лет произошло лишь семь наводнений, а за последние 50 лет их число достигло 48, из которых 30 приходятся на последние 10 лет. В 1972— 1974 годах наводнения меньшего масштаба повторялись 295 раз, причем их число возросло на 80 процентов по сравнению с 1962— 1964 годами. «Это и есть степень учащения, — пишут Фей и Найтли в своей книге (Рау аш1 Кш^Му, «ТЬе ^еа^Ъ ог Уешсе»). — Около 15 процентов населения Венеции живут сейчас не над уровнем воды, но вровень с ней».
Такую прогрессию невозможно объяснить ни упоминавшимися физическими факторами, ни постепенным опусканием Венеции по отношению к уровню моря. Поэтому возникает вопрос, не могли ли стимулировать это тревожное явление работы, проводившиеся в последнее время в лагуне, и прежде всего прокладка нового канала для прохода больших танкеров? Ученые — географы, океанографы, метеорологи — отвечают, что причин наводнения много и, чтобы произошло несчастье, нужно их совпадение. В настоящее время благодаря разработке математической модели лагуны и окружающего района можно давать надежные прогнозы, но краткосрочного характера. 5 января 1968 года ученые сумели предсказать высокую воду со значительной точностью. В 1975 году, когда произошли крупные ноябрьские наводнения, они подняли тревогу за добрых шесть часов. Это ободряющий результат, который в дальнейшем может быть еще улучшен.
Приборы, установленные в лагуне для измерения морских приливов, регистрируют постепенное повышение в ней уровня моря, которое происходит здесь быстрее, чем где-либо в мире. Отсюда заключили, что лагуна неуклонно опускается. И действительно, проверка показала, что за 53 года, с 1908 по 1961 год, находящиеся под наблюдением контрольные точки Венеции опустились в различных пунктах на 8—18 сантиметров. Установлено, что некоторое время назад оседание грунта ускорилось. Сегодня его среднегодовые темпы составляют шесть миллиметров, а поскольку скорость этого процесса нарастает в геометрической прогрессии, то через 100 лет они превысят 15 миллиметров.
[/smszamok]
Что касается причин опускания, то, , они заключаются в совместном воздействии естественных и искусственных факторов. К числу первых ученые относят некоторые глубинные тектонические явления и оседание слоев морских отложений, образующих основание, на котором покоится Венеция. Не столь ясно обстоит дело с искусственными причинами. Первая, вероятно, состоит в уже упоминавшемся отводе црк. Вторая — это чрезмерный вес новых сооружений, который, винимо, ускорил процесс оседания. Действительно, Маргера, где промышленные предприятия, опускается скорее, чем район собора св. Марка.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Венеция не умрет . Потом не будешь искать!