Творчество Михаила Михайловича Пришвина
Автор: Основной язык сайта | В категории: Хрестоматия и критика
Творчество Михаила Михайловича Пришвина (1873—1954), большого мастера советской литературы, обширно и многогранно. Неутомимый путешественник и знаток жизни народа, наделенный необычайно тонким чувством прекрасного в природе и человеке, Пришвин счастливо сочетал в себе ученого и художника. Начиная от ранних произведений и кончая такими совершенными, как «Фацелия», «Лесная капель», писатель искал в природе человеческое, в образах и явлениях мира животных и растений находил отражение собственных чувств и раздумий о сущности жизни. Реализм Пришвина — не приземленное копирование действительности, а постижение родственных связей между природой и людьми, он рожден мироощущением человека — творца и созидателя, призванного к устроению природы для человеческого блага. Это чувство родственной связи со всем живым близко мироощущению нормально развивающегося ребенка. Оно-то и сделало Пришвина прекрасным писателем для детей. Из собранных за долгую жизнь наблюдений и впечатлений охотника и натуралиста, неутомимого странника и собирателя фольклора черпал писатель и сюжеты своих детских рассказов.
Творчество писателя для детей началось в 20-е годы и продолжалось всю жизнь. Широко известны и вошли в школьные хрестоматии
[smszamok]
«Матрешка в картошке», «Ярик», «Еж», «Рассказы егеря Михал Михалыча», «Колобок», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок». В военные и послевоенные годы выходят «Соловей» («Рассказы о ленинградских детях»), «В краю дедушки Мазая», «Кладовая солнца», сборник «Золотой луг». Рассказы Пришвина всегда сюжетны, но в самом сюжете кроется глубокая связь между человеком и всем миром живого в природе. Поэтическая прелесть рассказа «Лисичкин хлеб» в том, что маленькая Зиночка поверила дедушкиной выдумке о «лисичкином хлебе», обнаружившемся в тяжелой охотничьей сумке. Но поверила девочка этой выдумке потому, что дед рассказал ей и про рябчика и даже дал посвистеть в дудочку «по-рябчиному», и про то, как лечатся деревья «смолкой». Если деревья в лесу сами умеют лечиться, почему бы не быть правдой и «лисичкину хлебу»?
В рассказе «Ребята и утята» отражен в малом зеркале конфликт— исконный, древний конфликт человека и природы. Ребятишки закидали было шапками дикую уточку-чирка после того, как переловили ее птенцов. Эмоциональная сила рассказа в том, как автор показывает волнение матери: «бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов», сидела на близком холмике парового поля «с раскрытым от волнения ртом». Вот почему, когда утята возвращены маме, радость ребятишек передается и читателям.
- «И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
- — До свиданья, утята!»
Возможность дружбы, близости, теплоты в отношении к беззащитному перед человеком зверьку определяет ход рассказа «Еж». Поступки хозяина-человека и ежика-гостя в начале этого коротенького повествования ни в чем не совпадают: человек курит, читает газету, пишет за столом. Потом оказывается, что ежик, осмотревшись, начинает вести себя в комнате, как на лесной поляне: делает из газеты гнездо, таскает туда яблоки из завалившегося мешка.
«Так вот и устроился у меня жить ежик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест».
Часто сюжет рассказа кроется в тонком наблюдении, по-новому раскрывающем таинственную жизнь природы. Цветы одуванчика к вечеру сжимают, как ладонь, свои лепестки и прячут все желтое, а с восходом солнца опять «раскрывают свои ладони», выставляя желтое, и луг снова становится золотым («Золотой луг»).
Произведения писателя для маленьких детей предельно лаконичны. Пришвин прекрасно учитывает особенности восприятия ими художественного текста, относительно быструю утомляемость малышей. Всего лишь несколько строк в таких маленьких шедеврах, как «Глоток молока» или «Осинкам холодно», но и в них отразилась частица той трогательной любви к живому, которую понемногу, исподволь, но настойчиво воспитывает автор в своих маленьких читателях.
«Оригинальнейшим русским художником» называл Пришвина М. Горький. В проникновенном изображении русской природы, в удивительном по полноте слиянии научного и художественного познания действительности Пришвин «достиг совершенства, небывалого в русской литературе». До него, как отмечал А. М. Горький, «так писать никто не умел».
Среди послевоенных произведений Пришвина «Кладовая солнца» в особенности заслужила широкое признание у детей и взрослых. Эта повесть — сказка военных лет о мужественных детях из района древнего города Переславля-Залесского. Дружные между собой, трудолюбивые и умелые, эти крестьянские ребята, оставшиеся сиротами во время Великой Отечественной войны, самостоятельно ведут свое хозяйство, во всем подражая родителям, которых уже нет с ними. Настя каждый день «встает по трубе пастуха», и весь день эта «золотая курочка на высоких ножках» проводит в хлопотах. Митраша на два года моложе сестры, но помогает ей по хозяйству и к тому же еще изготовляет для соседей лоханки и бочонки (этому ремеслу научил его отец). Настя и Митраша отправились к страшному Блудову болоту за клюквой, но в дороге поссорились и пошли по разным тропинкам. Настя нашла богатое клюквой место, много набрала ягод и, стараясь набрать еще больше, забыла о брате. А Митраша забрел в болото и едва не погиб, но сумел выбраться с помощью сильной охотничьей собаки Травки. Потом мальчик убил из ружья матерого волка, получившего прозвище «Серый помещик», а Настя тоже сделала хорошее дело: отдала всю собранную клюкву эвакуированным из Ленинграда детям.
Этот нехитрый по сюжету рассказ под пером мастера приобретает черты волшебной и торжественной сказки, в которой активно действуют и звери и птицы и каждый ее участник выступает как носитель идеи добра или зла. Глубокой преданностью к людям полна Травка, тоскующая по умершему хозяину. Лютой ненавистью ненавидит людей «Серый помещик». Утопая в болоте, Митраша слышит горестный плач чибиса, голоса сорок. Маленькие, но хозяйственные люди, занятые трудовыми заботами, Настя и Митраша здесь, в лесу, среди торфяных болот, живут общей жизнью с прекрасной родной природой. Писатель тонко, без нажима, но глубоко и верно раскрывает это родство и вместе с тем дает нравственную оценку их поведения: охваченная жадностью Настя не замечает лося, который, в свою очередь, не видит в ней в этот момент человека.
Сказочная повесть написана необыкновенно уплотненно, в ней отразились не только наблюдения натуралиста, но и длительные раздумья художника, его светлый взгляд на жизнь, любовь к людям труда. За неспешно развивающимся действием вырисовываются величественные образы природы, ее загадки и тайны, которые не сразу, а только при повторном чтении начинают привлекать внимание читателей-детей. Таково ритмичное, сказовое по тону обращение автора к птице-ворону: «Живешь ты, может быть, сам триста лет, и кто породил тебя, тот в яичке своем пересказал все, что он тоже узнал за свои триста лет жизни. И так от ворона к ворону переходила память обо всем, что было в этом болоте за тысячу лет. Сколько же ты, ворон, видел и знаешь и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь к сестре на своих могучих крыльях весточку о брате, погибающем в болоте от своей отчаянной и бессмысленной смелости!»
Трагедия разъединения человеческого и нечеловеческого в природе разрешается, однако, радостно, оптимистически.
Таков скрытый подводный ход нравственного начала в этом глубоком и поэтичном произведении. А где-то рядом течет в сказке и ее сильная познавательная струя, мысли о богатствах торфяного болота, за многие тысячи лет накопленных работой солнца, о прошлом Блудова болота, остатка древнего, когда-то разливавшегося здесь моря.
Точно так же познавательное искусно переплетено с эмоциональным, человеческое — с природным, мечта — с действительностью и в повести о людях, создающих на Кольском полуострове пчеловодство,— «Заполярный мед» (1951). Завершая свой творческий и жизненный путь, писатель с особенной теплотой написал о «милых людях», открывших мед на далеком севере, об «Эльзе из тундры» — девушке, чей труд радостен и по-своему героичен. Породнившийся с природой, внимательный и мудрый наблюдатель, Пришвин зорко смотрел в будущее и хорошо понимал необходимость научного подхода к использованию и умножению природных богатств. Писатель говорил, обращаясь к подросткам, на слете юных туристов:
[/smszamok]
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять,— их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе—вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Все произведения замечательного русского писателя участвуют в решении этой большой задачи современности — охранять природу, охранять чувство Родины в человеке.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Творчество Михаила Михайловича Пришвина . Потом не будешь искать!