Теория международной стоимости
Автор: Основной язык сайта | В категории: Индустриальное развитие
Если страны принимают участие в международной торговле, то цены на товары уже не будут зависеть только от внутренних факторов. Когда относительная цена сукна в Португалии будет высшей, чем в Англии, то станет удобным везти из Англии в Португалию сукно, а оттуда – вино. Но так долго длиться не может. Как только нужды Португалии в импортном сукне, а Англии – в португальском вине будут удовлетворенные, состоится выравнивание относительных цен. Это выравнивание разрешит определить, которой будет мировая относительная цена сукна после того, как страны возьмут участие в международной торговле.
В середине прошлого столетия зародилась теория международной стоимости, которая дала ответ на поставленный высший вопрос. Ее разработал Джон Стюарт Милль, который утверждал, что цена международного обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны разрешает оплачивать совокупность ее импорта.
За этой теорией, стране удобно, чтобы ее товар пользовался большим спросом за [rkey]границей, чем иностранные товары пользуются спросом на ее территории, так как тогда цены на товары данной страны возрастут и она сможет заплатить за большее количество иностранных товаров.
Основная причина критики теории сравнительных преимуществ сторонниками других взглядов грунтовалась на необходимости приближения ее к реальной действительности, прежде всего, в плане сведения всех затрат к работе.
В реальной действительности, на мысль многих научный работников, в том числе и современных, нужно учитывать, кроме работы, еще и другие факторы производства.
Основоположник учения о факторах производства Ж. -Б. Сей в качестве таких выделил:
• работу;
• землю;
• капитал.
Их рыночная цена (заработная плата, земельная рента, процент на капитал) формирует затраты производства и разрешает оценивать факторы производства.
Э. Гекшер в 1919 году и Б. Олин в 1933 году сформулировали закон пропорциональности факторов, который принадлежит уже к неоклассической теории международной торговли. Основным отличием последней от классического направления есть определения стоимости товара:
• полезностью;
• степенью удовлетворения нужд;
• спросом на товар.
Предположение модели пропорциональности факторов Гекшера – Олина:
1) разное соотношение факторов производства в производстве разных товаров;
2) неодинаковая относительная обеспеченность стран факторами производства;
3) одинаковый уровень технологии в разных странах;
4) совершенная конкуренция.
Эли Гекшер, известный шведский экономист, сформулировал исходные принципы теории пропорциональности факторов в коротенькой статье (1919 г.), в которой он утверждал, что международный обмен вытекает из относительного излишка или относительной редкости факторов производства, которые находятся в распоряжении разных стран. Страна считается надлишково наделенной определенным фактором производства, если соотношение между количеством этого фактора и сдачей факторов в ней высшая, чем в других странах. Каждая страна имеет тенденцию к специализации на том производстве, для которого соотношения факторов производства, которыми она владеет, есть наиболее благоприятным. Например, Австралия в своем обмене с Великобританией должна специализироваться на производстве пшеницы, кормовых культур и животноводства, поскольку есть относительно на капитал и работу при богатстве на землю.
В 30-х гг. Олин уточнил теорию своего учителя мысленным взором, который международный обмен является обменом избыточных факторов на редчайшие факторы, т.е. мобильность товаров заменяет более сложную мобильность факторов производства. Это уточнение получило название «Теоремы Гекшера – Олина». Таким образом, сравнительная оценка факторов производства приводит к таким выводам:
1) в странах-участницах международного обмена существует тенденция к вывозу тех товаров, для изготовления которых используются преимущественно избыточные факторы производства, и ввоза той продукции, для изготовления которой нужны дефицитные факторы;
2) развитие международной торговли выравнивает «факторные» цены, т.е. доходы, которые получают владельцы факторов в разных странах;
3) при условии международной мобильности факторов производства существует возможность замены экспорта товаров перемещением факторов между странами.
В целом структура внешней торговли сформировалась соответственно такой факторами производства: Япония экспортирует продукты, а импортирует сырье; Канада экспортирует сырье и продукцию металлургической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной областей, нефть, а импортирует товары и услуги. И все же, кроме очевидных преимуществ, эта теория имеет и определенные ограничения. Она, в частности, не способна объяснить такую тенденцию в послевоенном развитии, как рост встречной внутриотраслевой торговли между подобными странами..
Результаты исследований были парадоксальные: в США области, которым более всего счастливит в экспорте, имеют высшую працеємність, чем те области, которые страдают от конкуренции импортных товаров.
Международная торговля в современных условиях стала объектом нового подхода к анализу международных экономических отношений. Это обусловлено тем, что, кроме традиционных участников международного обмена – наций-государств, значительный объем внешнеторговых сделок выполняют многонациональные фирмы. Ныне между странами перемещаются не только товары и услуги, а все становятся и факторы производства, особенно капитал.
Итак, внешние рынки ученые рассматривали как продолжение внутренних. Экспорт товаров из страны, как они утверждали, требует определенной предпосылки – существование вместительного внутреннего рынка, который є определенной стартовой точкой завоевания внешнего рынка. Но структура потребления страны, которая импортирует, должна быть подобный той, где находится экспортная компания. Итак, эта теория делает попытку в торговле технологически сложными изделиями объяснить встречные потоки подобных изделий между странами, которые близкие между собой за уровнем доходов и требованиями к качеству продукции. Эта теория была дополнена введениям такого понятия, как дифференцированный спрос (французский экономист Б. Дюшен). Товары, которыми торгуют страны, подобные, но не идентичные. Они отличаются между собой определенными специфическими чертами, иначе исчезнет естественный стимул к торговле. Страны, в которых все одинаковое, не имеют чем обмениваться между собой. Существенное продолжение теория получила в концепции «жизненного цикла продукта» (Раймонд Вернон), которая объясняет закономерности развития внешней торговли большого количества товаров. Эту концепцию разрабатывали, исходя из опыта США 60-х лет.
За моделью Р. Вернона, некоторые виды продукции в своем развитии проходят цикл четырех этапов:
1) внедрение (фирмы США, удовлетворяя нужды определенного круга своих зажиточных потребителей, разрабатывают новые виды продукции. Спрос на эту продукцию возникает не только в США, а и в других странах, где есть такие же обеспеченные люди. Поэтому американские фирмы начинают экспорт новых продуктов);
2) рост (за границей спрос на новые импортные товары постоянно возрастает. На это начинают реагировать и местные производители. В результате возникает імпортозамінне производство. Импорт со США сокращается);
3) зрелость (местное производство расширяется настолько, что начинается обратное движение товаров – из местных рынков на рынки США);
4) упадок (фирмам США нужно переходить на производство нового товара, спрос на который уже возник).
Эти этапы могут происходить по-разному и длиться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Производство такой продукции перемещается из страны в страну в зависимости от стана жизненного цикла товара. Если в какой-то стране наступает стан зрелости и она насыщенная определенным товаром, в другой стране в настоящее время может происходить внедрение этого товара как нового.
Итак, теория сравнительных преимуществ на сегодня содержит в себе такие понятия:
а) технического прогресса и неравномерности его распространения;
б) возрастающей отдачи, которая усиливает концентрацию производства;
в) позафірмової экономии средств, которые оказывают содействие развитию соответствующих областей промышленности;
г) разности между странами за уровнями заработной платы, которая влияет на размещение капиталовложений;
д) внешнего действия (особенно вмешательство иностранных государств), которое может модифицировать сравнительные преимущества.
Внешнеэкономическую стратегию фирм (но уже 80-в конце лет) объяснял ученый из США М. Портер в теории международной конкурентоспособности наций. За этой теорией, конкурентоспособность страны на мировых рынках зависит от четырех параметров:
1) способности создавать отсутствуют факторы;
2) условий спроса на внутреннем рынке;
3) влияния родственных и обслуживающих областей;
4) стратегии фирмы и конкуренции.
Итак, международная специализация является функцией сравнительной эффективности комбинации факторов производства в намного более сложному просторные, чем предложил Рикардо.
Это такое пространство, где:
– качественным элементам принадлежит основная роль;
– факторы производства имеют определенную мобильность;
– производством считается любая целесообразная деятельность человека;
– эффекты размера появляются как на уровне производственных единиц, так и рынков сбыта;
– государственная политика может вызвать искривление.
При этом следует отметить, что большинство теорий строится в масштабах страны и межгосударственных связей, но решение о торговле, как правило, принимаются на уровне фирм, рассматривая стимулы к экспорту и импорту.
Стимулы к экспорту:
1) использование избыточных мощностей;
2) снижение себестоимости единицы продукции;
3) увеличение наценок;
4) распределение риска сбыта.
Стимулы к импорту:
1) более дешевое снабжение товаров;
2) расширение ассортиментов;
3) снижение риска прерывания снабжения товаров.
[/rkey]
Все рассмотренные школы экономической мысли отмечают, что свободное международное разделение труда разрешает достичь экономического оптимума как на мировом равны, так и на уровне каждой страны.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Теория международной стоимости . Потом не будешь искать!