Темы героизма, патриотизма, воспитания в драматургии
Автор: Основной язык сайта | В категории: Примеры сочинений
Многие современные поэты, создавая свои произведения, тут же завоевывают любовь и доверие маленьких читателей. К ним относится Юрий Коринец, поэт с чистым лирическим тембром голоса, романтик просторов, страстно влюбленный в Север, поэт неспокойный, порывистый, которому неведомо сонное благополучие, покойный душевный комфорт. Герои стихов Коринца —- люди трудной судьбы, неналаженного быта, влюбленные в труд, находящие в этом свое счастье. Они постоянно заняты делом: гнут колеса, режут ложки, вяжут сети, сплавляют лес. В стихах поэта живут простые полновесные слова, вызывающие к жизни картины крестьянского труда и быта,— печь, лавка, сено, корова, поветь. Источник вдохновения для него — красота русской природы и русского человека. Картофельное поле рождает у художника ассоциации с самыми прекрасными ландшафтами и становится героем стихотворения.
Книги Коринца — «Лапки», «Туесок», «Таинственный дом», «Лесовик», «Круглый год хоровод», «Суббота в понедельник» и другие — говорят о незаурядности поэтического мышления поэта. В его стихотворных циклах сказочно оживают и ведут разговор [rkey]старый дом, поморский туесок, Воже-озеро, река, мост, маяк… Поэт приоткрывает такие уголки природы, которые не блещут яркой красотой, но полны неизъяснимого очарования. Он учит детей зорче видеть и острее слышать: Ты думаешь, что тишина Бывает звуков лишена? Ты думаешь, она мертва И ей неведомы слова? А кто же с нами говорит, Когда в ночном костер горит? Кто шепчет тихие слова, Когда колышется трава? Кто прозвенит то стрекозой, То комаром в тени лозы, Тревожит нас перед грозой И удивляет в час грозы? Недремлющая тишина Всегда по-разному слышна. Такое раскрытие удивительного в обычном, затаенного в открытом, сказочного в реальном говорит о несомненном таланте поэта-романтика. Он позволяет услышать тишину, стать ближе к природе, к, ее красотам и тайнам, открывая перед детьми-читателями мир звуков, которыми наполнена природа. И внутренний мир самого автора, человека, чуткое ухо и верный глаз которого услышит и подметит много скрытого от людей, раскрывается перед читателем.
Все чаще в лирике для детей наряду с обычными радостями и заботами появляются мысли и чувства, свойственные детству XX века. В стихах последних лет можно увидеть ребенка не только играющим, прыгающим, но и задумчивым, наблюдающим за чем-то пристально и упорно. Поэты учат ребят глубже и тоньше чувствовать. И даже стихотворная акварель М. Борисовой «Золотой кораблик» полна различных настроений:
Над грохотом и пылью, Над шумной суетой Плывет на тонком шпиле Кораблик золотой. Над ним летают чайки, Звезда горит вдали. Он бы и рад причалить, Да в небе нет земли.
Такая поэзия наполнена философскими раздумьями, психологизмом, в ней чувствуется глубокий подтекст. Психологизм стал отличительной особенностью детской литературы в последнее десятилетие— и прозы и поэзии.
В стихотворении «Как увидеть зимой сиреневый сад» Овсей Дриз подводит ребенка к размышлениям о сложных философских понятиях «радость», «счастье», «человеческая фантазия». И. Малярова в стихотворении «Портрет Инфанты» и в других произведениях учит школьника всматриваться в великие произведения живописи, видеть их нетленную красоту. Наслаждение всеми радостями жизни — большими и малыми, начиная от радости завести новую тетрадку и кончая радостью творчества, когда «снежок искрился, как стишок, стишок лепился, как снежок, и руки жег», заключено в книге стихов А. Крестинского «Солнце на гвозде». Л. Мочалов, Н. Слепакова, Л. Куклин осторожно раздвигают границы представлений ребенка о природе, развивают зрение и слух, учат различать не только основные тона, но и многочисленные оттенки. Внимание к душевному миру ребенка, тонкая педагогическая направленность —характерные черты современной советской поэзии для детей. Жизнь, советская действительность ставит перед нею новые задачи, решить которые призваны поэты для детей.
Плодотворными поисками отмечена и послевоенная детская драматургия. Большим успехом еще в военные и в первые послевоенные годы у зрителей-ребят пользовались инсценировки таких произведений, как «Сын полка» В. Катаева, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Два капитана» В. Каверина.
Темы героизма, патриотизма, интернационального воспитания разрабатываются в детской драматургии первого послевоенного десятилетия, например, в пьесе С. Михалкова «Я хочу домой!». Ее действие развертывается за границей, в приюте для детей, вывезенных гитлеровцами из России. Автора волнуют острые проблемы, которые решаются в пьесе психологически оправданно доступными детскому восприятию средствами (приключенческий сюжет, юмор). В конце 40-х и начале 50-х годов в некоторых драматических произведениях появилась тенденция к узкому освещению проблемы школьной жизни («В начале мая» В. Любимовой, «Барышня» В. Губарева»). Положительные персонажи подобных пьес были лишены внутреннего развития, походили друг на друга. Конфликт в них подменялся пропагандой отвлеченных моральных норм. В ходе развития сюжета главный персонаж обычно совершал проступки, которые дружно осуждались коллективом. Пьесы завершались благополучно: заблуждавшийся товарищ возвращался в коллектив.
Начиная со второй половины 50-х годов, с приходом в детскую драматургию таких писателей, как В. Розов, А. Хмелик, М. Шатров, изменился подход к темам школьной и пионерской жизни. В их пьесах появился новый герой — подросток думающий, противоречивый. Писатели запечатлевали его в сложнейший период формирования характера (Колька Снегирев из пьесы А. Хмелика «Друг мой, Колька!», Миша Балашов из пьесы М. Шатрова «Место в жизни», Вадим, Андрей, Галя, Алексей из пьесы В. Розова «В добрый час!»). В драматургии для детей на протяжении ряда лет идут активные поиски новых сценических форм, особенно в жанрах сказки и бытовой комедии. Эти жанры обращены прежде всего к младшим школьникам, поэтому авторы пьес стараются сочетать живую, зрелищную форму с интересным современным содержанием. Наиболее успешно удалось соединить народность сказки и живую современность Е. Шварцу в пьесе «Два клена». Василиса— работница и ее три сына — главные персонажи пьесы-сказки. Мать, которой после гибели мужа-богатыря Данилы пришлось бороться с врагом, учит своих детей побеждать злую волю Бабы-Яги смелостью, любовью к труду, благородством.
В основе пьесы спор Василисы с Бабой-Ягой, извечный спор человека, который постоянно работает, с бездельницей, всю жизнь «надрывающейся», чтобы ничего не делать и «жить по-царски». Василиса и ее дети побеждают Бабу-Ягу, и это символизирует победу творческой, трудовой основы жизни. К сказке для детей в драматургии обращаются многие писатели 50—60-х годов: С. Маршак («Горя бояться — счастья не видать»), М. Светлов («Любовь к трем апельсинам»), В. Катаев («Цветик-семицветик»), Е. Гвоздев («Сказка о девочке-неудаче»), В. Коростылев («Димка-невидимка»).
Пьеса В. Коростылева и М. Львовского «Димка-невидимка» состоит из трех одноактных водевилей. Герой ее —Димка сначала мечтает достать шапку-невидимку, чтобы исправить свои «двойки» в классном журнале, потом готов отправиться в путешествие «из бухты Барахты» на пиратском корабле, лишь бы не учить арифметику, и, наконец, согласен очутиться в сказочной стране, где ничего не нужно делать самому. Его друзья, ребята-старшеклассники, каждый раз разыгрывают спектакль, помогающий Димке понять, что было бы с ним в случае осуществления его желаний.
[/rkey]
Играют все участники спектакля, и только Димка воспринимает все всерьез. (Остроумный сюжет позволяет показать на сцене самые неожиданные события.) Димка попадает в фантастические ситуации и убеждается, что с ложью и лодырничеством жить неинтересно. Основная мысль пьесы откровенно дидактична, но драматургическое воплощение ее в юмористическом и приключенческом сюжете прозвучало по-новому, свежо и занимательно для детей младшего школьного возраста.
Драматургия для детей занимает существенное место в советской детской литературе 50—70-х годов. В ней отражаются те же процессы, которые характерны для всей советской детской литературы современного периода.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Темы героизма, патриотизма, воспитания в драматургии . Потом не будешь искать!