Мы еще многого не знаем о чанди Боробудур. Не известно, как долго он действовал, в какую эпоху храм перестал служить прославлению царствующей династии и одновременно быть центром буддийского паломничества. Считается, что яванские чанди7 были заброшены в XIII—XV веках, когда индийские купцы из Гуджарата обратили индонезийское население в ислам. Но нельзя исключать, что их перестали использовать еще в X веке, когда царство восточной Явы распространило свое владычество на весь остров. Народ, однако, никогда их не забывал. Для обитателей близлежащих деревень чанди были частью окружающего мира и повседневной жизни. Но смена религиозных верований породила к ним иное отношение. Как все непонятные предметы, чанди стали внушать людям страх. Со временем народное суеверие связало с развалинами буддийских храмов все беды и несчастья.
Чанди Боробудур вновь возник из мрака прошлого в начале XIX века, в период кратковременного британского правления. Как уже говорилось, в 1814 году губернатор сэр Томас Стэмфорд Раффлз во время инспекционной поездки в Сема-ранг узнал, что в деревне Бумисегоро близ Магеланга есть большой храм под названием чанди Боробудур. Сам он не мог отправиться в эти места и послал туда Корнелиуса, голландского инженера, который хорошо знал древности Явы. Тот набрал 200 крестьян, и те расчистили место, где стоял храм: валили деревья, жгли сушняк и очищали памятник. За два месяца Боробудур вновь появился на свет, но некоторые его части оставили погребенными, потому что при расчистке они могли рухнуть.
Результаты работы Раффлза и Корнелиуса были неоднозначны. Обитатели ближних деревень увидели в раскопанном памятнике неисчерпаемый склад строительных материалов и тут же забыли о суевериях. Местные власти, напротив, начали задумываться, не скрыто ли что-нибудь внутри чанди Боробудур. Голландский чиновник, управлявший областью Кеду, некий Хартман, в 1835 году распорядился вновь вычистить храм и тщательно обследовал его, забравшись даже вовнутрь.
В 1849 году архитектору Вилсену было официально поручено снять копии с деталей конструкции и барельефов. Тем временем правительство направило Брюмюнда сделать полное описание храма. Рисунки Вилсена и работа Брюмюнда послужили Леемансу для написания монографии, вышедшей в 1873 году. В том же году памятник был сфотографирован Ван Кинсбергеном. Таким образом в распоряжении общественности оказались все собранные к тому времени материалы по чанди Боробудур.
В 1885 году археолог Изерман обнаружил еще скрытое основание памятника и одну галерею барельефов. Это вновь пробудило у властей интерес к храму. Отвергнув предложение снести его и сохранить наиболее важные камни и скульптуры в музее, они назначили комиссию в составе историка Брандеса, военного инженера Ван Эрпа и Ван де Камера, специалиста по строительству мостов и дорог, которые бы выработали предложения по его спасению. Три члена комиссии сошлись на трехэтапном плане. Согласно ему, сначала следовало отремонтировать карнизы, балюстрады, ниши и главную полусферу, затем привести в порядок систему отвода вод, устранить осадку земли и укрепить основание храма. На третьем этапе предусматривались работы по реставрации.
План был выполнен за четыре года (с 1907 по 1911), и результаты работы вызвали всеобщее восхищение. Особенно поражало то, с каким искусством Ван Эрп сумел из жалких остатков реконструировать верхушку полусферы и ее тройной зонтик. И все же, поскольку к тому времени было накоплено еще мало опыта по консервации памятников, в последующие годы сказались недостатки этой операции. Исправляемые сейчас дефекты во многом являются следствием того, что для укрепления конструкции Ван Эрп применял бетон. И очень плохо, что этот суровый урок не отбил охоту к широкомасштабному использованию железобетона в ведущихся ныне реставрационных работах. Некоторые специалисты, в частности Джорджо Торрака, считают, что вода, циркулируя по стокам, вступает в соприкосновение с цементом — потенциальным производителем разрушающих веществ. Конечно, пока будут действовать защитные преграды и не засорятся водо-е ючные трубы, все будет идти хорошо, но, если не будет тщательного и внимательного ухода, система консервации, разработанная нынешними реставраторами, возможно, окажется хуже первой.
Камень Боробудура портится с невероятной быстротой. В 1910 году по указанию Ван Эрпа храм сфотографи-ромли во всех подробностях. Польза этой инициативы сказалась I б лет спустя, когда специалисты вновь провели осмотр всего памятника. Они констатировали, что за столь короткий срок серьезно ухудшилось состояние многих барельефов. В 1929 году правительство поручило комиссии изыскать способы и средства ликвидации порчи. Но выводы экспертов, изучивших причины разрушения памятника, не большого оптимизма. Среди причин ухудшения состояния наиболее серьезными представлялись две: коррозия камня и подземные ТОЛЧКИ, частые в этом районе. Коррозия была вызвана плохим качеством строительного материала — вулканического камня из группы андезитов, который древние строители храма собирали на берегах двух протекавших поблизости рек — Прого и Село. Кстати, тем, что камни Боробудура брали в двух разных местах, объясняется, почему они столь разнятся по цвету, строению, пористости, проницаемости, прочности и сопротивляемости порче.
Эксперты предложили устранить или по крайней мере сделать все, чтобы сократить просачивание дождевых вод /VI я предохранения камней от сырости. Но стоимость работ сочли чрезмерной. Потом разразилась вторая мировая война, и планы спасения чанди Боробудур были отложены в долгий ящик.
Помощь компьютера. С момента провозглашения независимости индонезийские власти занялись судьбой памятников. Двум индийским археологам предложили провести обследование храма. Лет десять спустя вызвала серьезную озабоченность угроза оползания некоторых частей основания. В 1961 году в связи с последовавшими друг за другом сейсмическими толчками еще больше возросла опасность возможной катастрофы. Но только в 1963 году впервые были выделены средства на охрану Боробудура. Тем временем бил разработан проект анастилоза8, предусматривавший разборку квадратных террас и — в ходе реконструкции — монтаж системы отвода вод. Чанди Боробудур — компактное сооружение, а порчей были охвачены весьма значительные участки, поэтому никакая частичная реставрация не обеспечила бы его спасения. Кроме того, поскольку храм построен не на плоской основе, прежде всего следовало укрепить фундамент, для чего необходимо было привлечь достижения целого ряда отраслей науки и техники: географии, гидрогеологии, механики грунтов, петрографии и других.
Поскольку такое предприятие выходило за пределы тогдашних возможностей Индонезии, в 1967 году правительство Джакарты обратилось в ЮНЕСКО. На следующий год Организация Объединенных Наций по вопросам культуры направила профессора Бернара Грослие, занимавшегося в свое время консервацией Ангкора, и голландского гидрогеолога Сезара Фауте обследовать состояние Боробудура. Вместе с индонезийскими специалистами они констатировали, что памятник может вот-вот рухнуть и, чтобы этого не случилось, надо срочно действовать. 29 января 1973 года индонезийское правительство и ЮНЕСКО подписали соглашение, в котором санкционировался международный характер операции, а осуществление ее поручалось национальному ведомству, координатору ЮНЕСКО и международному консультативному комитету. Вскоре ряд стран внесли первые денежные вклады.
Специалистам, занимавшимся консервацией чанди Боробудур, предстояло решить три крупные задачи: как не допускать размывания камня ливневыми дождями, как противостоять разваливанию камней при сейсмических толчках даже слабой силы, как ликвидировать, наконец, просачивание вод, которые угрожают устойчивости храма, образуя, как уже говорилось в начале главы, пустоты в центре памятника.
Реставрационные работы были столь сложны, что решили прибегнуть к современной электронно-вычислительной технике. Ведь чтобы укрепить фундамент и провести осушение, нужно разобрать храм камень за камнем. Прежде чем очистить и укрепить камни, их необходимо пронумеровать, чтобы потом вернуть каждый на свое место. Необходимо, кроме того, определить местоположение около десяти тысяч камней, которые отвалились от памятника за минувшие годы и которые, как я лично убедился, растаскивают все, кому не лень. Надо, наконец, изуродованным буддам восстановить головы, руки и ноги.
Все это сложнейшая работа, которую можно сделать быстро лишь с помощью хорошей электронно-вычислительной машины. Такая работа уже была проделана при раскрытии тайн пирамид и при реконструкции египетского храма Атона в Карнаке . Специалисты и программисты утверждают, что применение компьютера обеспечивает более быстрое и точное выполнение работ, а также более полное и эффективное использование техники и рабочей силы. И тогда можно будет сказать, что грандиозное предприятие по спасению, чанди Боробудур началось под эгидой информатики, молодой и дерзкой науки, которая помогает людям XX века передать будущим поколениям человеческое, духовное и культурное наследие, вверенное более тысячи лет назад хрупкому камню Явы.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Страх и суеверие . Потом не будешь искать!