20 Сен »

Сила характера Екатерины в драме А.Н. Островского «Гроза»

Автор: Основной язык сайта | В категории: Примеры сочинений
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (3голосов, средний: 4,67 out of 5)
Загрузка...

Пьеса Островского написана в середине XIX столетия, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность поднималась на борьбу за свое раскрепощение. «Гроза», по замыслу Добролюбова, «самое решительное произведение Островского», так как в нем показан сложный трагический процесс раскрепощения души, которая оживает. В пьесе тьма борется со светом, взлеты меняются падениями, здесь показаны и живучесть морали «темного царства», и непрочность этой морали, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью «темного царства» борется Екатерина — главная героиня пьесы Островского.

Светлым и тихим было ее детство. Екатерина ходила в церковь, слушала рассказы паломниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Екатерины — это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Екатерину привлекает прежде всего красота пересказов, церковная музыка, иконопись, «ее воображение работает неутомимо и относит ее в новый мир, «тихий и светлый».

Но смелый и решительный характер Екатерины показывается еще в детстве. Она рассказывает Варваре: «Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было вечером, уже темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и оттолкнула ее от берега. На второе утро уже нашли верст за десять!»

Светлое детство прошло, и Екатерину выдают замуж за немилого. Жизнь у свекрови сразу не понравилось Екатерине. Сварливая и жестокая Кабаниха, что своих родных «поедом ест», «точит, как ржавчина железо», старается подавить свободолюбивую натуру Екатерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Екатерина не умеет приспосабливаться к жизни «темного царства». «Не хочу здесь жить, так не буду…!» — решительно говорит она Варваре.

Нежно и пылко Екатерина любит Бориса. Ее любовь — это тоже протест против моральных основ «темного царства». Сила ее чувства такова, что она готовая пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!»

Но счастье только поманило Екатерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей госпожи, Екатерина во всем признается мужчине. «Что, сынок! Куда то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» — со злостью говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что взяла верх над Екатериной.

Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Екатерина, а не Кабаниха. Протест Екатерины возрастает. Она готовая на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис «не по своей воле» едет, он целиком зависит от своего дяди, купца Дикого.

Последняя надежда, угасшая в души Екатерины. «Снова жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!» — думает она. Екатерина понимает, что жить в дому Кабановых — это аморально. И лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием».

Добролюбов пишет: «…Она рвется к новой жизни, хоть бы и пришлось умереть в этом порыве». Вот он, протест Екатерины, протест против зла и мещанства, жестокости и вранья!»

В ответ на статью Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». В ней Писарев подвергает критике статью Добролюбова «Луч света в «темном царстве» и испытывает удивление, что критики не смогли «сделать Добролюбову ни одного возражения». Писарев говорит о Екатерине: «Что это за любовь, которая возникает от обмена несколькими взглядами?.. В конце концов, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся целиком благополучно всеми членами всех русских семейств?» Критик утверждает, что Добролюбов, увидев в каждом поступке Екатерины что-нибудь хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого «луч света в «темном царстве». Писарев не может согласиться с этим, так как «воспитание и жизнь не могли дать Екатерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум более дорогой, больше всего, или, вернее, ум — все».

Чем же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова Что заставляет одного писать о силе характера Екатерины, а другого — о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, которые рвались к новой жизни, были готовы к смерти ради нее. В то время другого протеста быть не могло, но даже такой протест подтверждал силу характера личности.

Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Екатерины: «…Сделав много ерунды, бросается в воду и делает таким образом последнюю и наибольшую ерунду».

Как я отношусь к Екатерине? Считаю ли ее «лучом света в «темном царстве»? Да, я люблю Екатерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Екатерину можно назвать «лучом света в «темном царстве», так как она протестует против кабановских представлений о нравственности, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу». В этом и состоит, по-моему, сила характера Екатерины.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Сила характера Екатерины в драме А.Н. Островского «Гроза» . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015