Рекомендации работы с изложениями
Автор: Основной язык сайта | В категории: Методические материалы
В работе над связной речью учащихся большое значение имеют изложения. Наряду с другими упражнениями они помогают формировать умения и навыки, необходимые всякому культурному человеку. Работа над изложениями учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор школьников и т. д.
Настоящее пособие ставит своей целью предложить учителю русского языка материал для различных видов изложений и методические рекомендации к их проведению.
Тексты для изложений в сборнике сгруппированы по классам; внутри каждого класса распределены по видам изложений в соответствии с требованиями программы. Так, например, в IV классе предлагаются следующие виды изложений: сжатое; подробное изложение текстов повествовательного характера с элементами описания (отдельных предметов, животных); сжатое изложение текстов повествовательного характера с элементами описания; изложение с заданием ввести в текст описание (предметов, животных) и т. д.
На каждый вид изложения предлагается несколько текстов, различающихся степенью сложности, что позволит учителю более целенаправленно отобрать материал и организовать работу по развитию речи. Такое расположение материала, а также введение по классам разделов «Повторение в начале года» и «Повторение в конце года» дают возможность установить более глубокую связь с программой по развитию речи и осуществить преемственность в работе над изложением.
Авторы стремились представить в сборнике образцы текстов разных речевых стилей: художественного, научного и публицистического. В него включены тексты для различных видов изложений: подробных, выборочных, сжатых, творческого характера и т. п.
При выполнении предлагаемых заданий учащиеся выясняют лексическое значение слов, находят неологизмы, устаревшие слова, профессионализмы и объясняют их использование в тексте; подбирают синонимы, антонимы; определяют, как образовано слово или его форма; конструируют словосочетания и предложения и т. п.
Необходимо отметить, что вопросы и задания носят примерный характер и к выполнению их учитель должен подходить творчески.
В работе с некоторыми текстами описательного характера или с элементами описания авторы рекомендуют использовать репродукции картин, фотографии, рисунки. Методика работы с наглядными пособиями кратко освещена в комментариях для учителя, в вопросах и заданиях.
Сборник составлен из текстов, отвечающих воспитательным задачам советской школы. В него включены тексты, взятые из произведении русской классической и советской литературы, периодической печати наших дней: о трудовых и воинских подвигах советских людей, о прошлом и настоящем нашей Родины, о жизни замечательных людей, об истории создания произведений искусства, о животном и растительном мире, об охране окружающей среды и т. п. Разнообразие текстов будет способствовать успешной реализации идеи комплексного воспитания (проводимого в неразрывном единстве с обучением), которое включает в себя идейно-политическое, нравственное, эстетическое воспитание учащихся. Содержание текстов будет содействовать развитию у школьников высоких чувств ответственности за порученное дело, гражданственности, интернационализма, гордости за свою Родину— первое в мире государство рабочих и крестьян. Текстовой материал поможет учителю усилить роль уроков развития речи «…в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями»’.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Рекомендации работы с изложениями . Потом не будешь искать!