Рекомендации к Анализу стихотворения «Смерть поэта»
Автор: Основной язык сайта | В категории: Хрестоматия и критика
Рассказ о переломном для Лермонтова 1837 годе сопровождается анализом стихотворения «Смерть поэта». Чтобы не нарушать эмоциональной настроенности класса, этот анализ после выразительного чтения стихотворения предпочтительно дать лекционное как ответ на вопрос: почему стихотворение на смерть Пушкина, прославив Лермонтова, вызвало ненависть к поэту царя и его приближенных. К нужному выводу ученики придут самостоятельно, когда учитель раскроет основные темы стихотворения «Смерть поэта» по следующим вопросам:
1) Как выразил поэт свое восхищение гением Пушкина и свою скорбь о нем?
2) Каким показал он читателю высшее общество?
3) Что узнала Россия о Лермонтове, прочитав его стихотворение?
В заключение приводятся слова В. Стасова о впечатлении, какое производило стихотворение Лермонтова на читающую Россию. Конечно, это не единственный путь. Возможна после чтения и беседа, но тогда целесообразнее рассматривать «Смерть поэта» не на уроках по биографии, а позже, при изучении лирики.
Первая ссылка на Кавказ. Рассказ о первой ссылке на Кавказ дает возможность показать школьникам жизнелюбие Лермонтова, его страстную любовь к природе, горячий интерес к окружающему. Яркость и доступность материала, относящегося к этому периоду, позволяют дать его в классе в виде доклада-сообщения ученика. Такой доклад готовится под руководством учителя: он указывает докладчику литературу (называя не только книги и статьи, но конкретные главы и страницы), помогает составить план, просматривает отобранный материал и корректирует его. Бот примерный план доклада.
1. Странствия Лермонтова во время ссылки — свидетельство его интереса к природе и людям Кавказа.
2. Сближение поэта с декабристами и дружба с А. И. Одоевским. Стихотворение «Памяти А. И. Одоевского»— утверждение величия и бессмертия человека, отдавшего свою жизнь людям.
3. Знакомство с кавказским фольклором.
4. Значение кавказских впечатлений для творчества Лермонтова.
В качестве дополнения и иллюстрации к докладу силами самих учащихся могут быть сделаны: карга путешествий поэта по Кавказу; плакат-монтаж, составленный из фотоснимков или литографий тех мест, где бывал Лермонтов; альбом, содержащий снимки с его рисунков, относящихся к Кавказу,— кавказских пейзажей, типов, сцен. Вместо доклада о первой ссылке поэта группа учеников, состоящая из 8—10 человек, может подготовить литературный монтаж на ту же тему. Такой монтаж составляет либо учитель с помощью учеников, либо сами учащиеся, которым указывается материал и предлагается помощь в составлении плана. На уроке класс прослушивает текст, а затем устный монтаж оформляется в виде газеты-плаката или альбома. В этом случае классная работа над биографией Лермонтова сочетается с внеклассной. По намеченному вместе с учителем плану ученики подбирают отрывки из писем поэта и его произведений, а затем коллективно составляют текст. Монтаж не должен быть большим, важно сделать его живым и эмоциональным, чтобы вызвать интерес и участников, и всего класса. Главное в монтаже не даты и факты жизни Лермонтова в ссылке, а образ поэта, раскрывающийся в его собственных произведениях и словах. Использование такой формы рассказа о жизни писателя, как монтаж, позволяет оживить и активизировать изучение биографии.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Рекомендации к Анализу стихотворения «Смерть поэта» . Потом не будешь искать!