Провинциальное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Автор: Основной язык сайта | В категории: Примеры сочинений
Наиболее полно провинциальное дворянство автор описал на примере семьи помещиков Лариных. Главу семейства, отца Татьяны, Пушкин не без иронии называет «добрый малый, в прошедшем веке запоздалый». Он равнодушно относился к образованию и книгам, которые сам никогда не читал и считал «пустой игрушкой». Ларин вел размеренный, спокойный образ жизни, «в халате ел и пил», сердечно любил свою жену, «в ее затеи не входил, во всем ей веровал беспечно», одним словом, «был простой и добрый барин». Жена его в девичестве была сильно влюблена в некоего Грандисона, сержанта гвардии и «славного франта», но по настоянию родителей вынуждена была выйти замуж за нелюбимого, который, «что б ее рассеять горе», поспешил увезти ее в деревню. Молодая помещица еще некоторое время «рвалась и плакала», но потом занялась хозяйством и привыкла к своему новому положению и к мужу:
- Привычка свыше нам дана:
- Замена счастию она.
А когда спустя некоторое время она поняла, что мужем можно еще и «самодержавно управлять», то жизнь в деревенской глуши приобрела новый смысл. Образ жизни Тать-яниной матери типичен для деревенской помещицы:
- Ока езжала по работам,
- Солила на зиму грибы,
- Вела расходы, брила лбы,
- Ходила в баню по субботам,
- Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросись. Утонченные манеры, которыми в девичестве могла похвастать старшая Ларина и над которыми автор открыто иронизирует («Бывало, писывала кровью, она в альбомы нежных дев, звала Полиною Прасковью и говорила нараспев, корсет носила очень узкий, и русский Н как N французский произносить умела в нос…»), она со временем забыла и «стала звать Акулькой прежнюю Селину и обновила наконец на вате шлафор и чепец».Простые, мирные, вполне удовлетворенные своим положением люди, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу и очень гостеприимные, Ларины любили гостей, и те, чувствуя это, часто навещали соседей, чтобы вместе «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Разговоры помещиков никогда не выходили за рамки быта:
- Их разговор благоразумный
- О сенокосе, о вине,
- О псарне, о своей родне,
- Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем… Будучи приверженцами «привычек милой старины», родители Татьяны строго следовали заведенным прадедами обычаям:
- У них на Масленице жирной
- Водились русские блины;
- Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод..! MM квас как воздух был потребен, И за столом у них гостяж Носили блюды по чинам. Говоря о супругах Лариных, автор всегда использует легкую иронию, они для поэта, на мой взгляд, — воплощение лучшей части провинциального дворянства: не блещут интеллектом, духовно ограниченные, но вместе с тем простые, добрые, открытые. А есть среди помещиков и другие, они — в Татьянином сне, привидившемся ей накануне именин. Девушке снится, что изба, куда ее принес медведь, сплошь кишит чудовищами:…за столом
Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. Автор не случайно вводит в произведение этот сон: слишком похожи чудовища на собравшихся гостей в день ее именин. Образы гостей Лариных, подобно приснившейся нечисти, отталкивают своей непривлекательностью, уродливостью и примитивностью. Они, поместные дворяне, так опустились, так оскудели умом, что мало чем отличаются от животных. Персонажи сна и гости Лариных сливаются и образуют одно целое.
Взять хоть бы Трике: «Остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике», — примитивный человек, привыкший всегда быть в центре внимания и выдающий глупые, пустые, кем-то сочиненные стишки за свои собственные:
Меж ветхих песен альманаха Был напечатан сей куплет; Трике, догадливый поэт, Его на свет явил из праха, Немело вместо belle Nina Поставил belle Tatiana.
Был тут и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и помещик Гвоздин, «владелец нищих мужиков», и «толстый Пустяков», о сущности которого говорит уже его фамилия.
Итак, в своем произведении Пушкин беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, их духовную ограниченность и скудость интересов. В то же время поэт с искренней симпатией относится к простоте провинциального дворянства, ведь именно этого качества так недостает дворянству столичному.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Провинциальное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . Потом не будешь искать!