1 Июл »

Промышленный переворот

Автор: Основной язык сайта | В категории: Индустриальное развитие
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Промышленный переворот Русской империи начался позднее, чем в Великобритании, США, Франции, почти одновременно с Германией в — 40-х и завершился в 70— 80-х годах XIX ст.  Опоздание промышленного переворота объяснялось экономической отсталостью Русской империи. На протяжении Первой половины XIX ст. продолжала существовать система, которая тормозила развитие сельского хозяйства, формирование рынка вольнонаемной рабочей силы для промышленности. В первой трети XIX ст. большинство предприятий представляли городские и сельские кустарные промыслы (ремесленные мастерские), мануфактуры, основанные на ручной технике и принудительной работе крепостных. Отрицательные следствия наблюдались также через недостаточность национальных и отсутствие внешних инвестиций.

В обществе властвовала идея русской «аграрности», хотя Петр І своими мероприятиями искусственно создавал промышленную структуру хозяйства. Согласно этой идее Россия должна была оставаться земледельческой страной и не была готова к [rkey]отмене крепостного права. Экономическая политика Романовых отвечала интересам дворянства, и помощь промышленному предпринимательству была незначительной.
Тем не менее в условиях крепостного хозяйства в первой трети XIX ст. мануфактурная промышленность достигла определенных успехов и подготовила условия для промышленного переворота. В Украине количество предприятий (без винокурен) выросшая с 200 в 1793 p. до 649 в 1830 p. Главное значение малая обрабатывающая промышленность. Развивались такие области, как пищевая (ґуральництво, борошномелення, производство масла), текстильная (суконная, полотняная, канатная), салотопенная, мыловаренная, кожаная, производство строительных материалов (кирпичная, стеклянная).  Мануфактуры за сословной принадлежностью их владельцев делились на помещичьи, купеческие, крестьянские. Основателем промышленных мануфактур была государственная казна. Важным явлением был рост доли предприятий с вольнонаемной рабочей силой. В 1828 p. они составляли 46,2 % всех предприятий, на них работало 25,6 % рабочих. Вольнонаемная работа преобладала в стеклодельному, кожаному, салотопенному производствах. Начали использоваться ремесленные и механические рабочие машины, закупленные в Великобритании. Однако этот процесс не приобрел последовательный, систематического характера.

Промышленный переворот начался в пищевой промышленности. В начали применять машины для измельчения сахарной свеклы, гидравлические прессы для паровую технику выпаривания и сгущение свеклосахарного сока. Общее количество сахароварен увеличилось до 222 в 1858 p., из них «паровых» было 90, или 60 %. Тем не менее сахарное производство как область дворянского предпринимательства на принудительной работе крепостных крестьян, которая преобладала в 40— 50-х годах. Господствующей тенденцией в развитии производства сахара было преобразование крепостной мануфактуры (с переходом на вольнонаемную работу) на фабрику.
В 20-х годах XIX ст., появились первые паровые винокурни. Паровая техника, которая начала применяться в этой области, не только ускорила производственный процесс, а и увеличила выход водки из единицы сырья. Большие винокурни с техникой вытеснили небольшие. В 1860 p. в Украине было уже только 2407 винокурен, но объем их продукции неустанно возрастал. Наиболее развитой областью текстильного производства была суконная. Количество мануфактур с 12 в 1797 p. увеличилась до 92 в 1823 p. Господствующее положение занимали помещичьи предприятия, доля которых в общем объеме производства составляла 65,5 %. Центром ее было Правобережье. Освобождение в 1816 p. мануфактур от обязательных поставок государственной казне и предоставление права свободной торговли оказывали содействие развитию частного предпринимательства.
Почти все машины мануфактур представляли собой ремесленные орудия, поскольку роль движущей силы выполняли самые люди или скот. В 1860 p. применялось лишь 17 паровых машин общей мощностью 240 к.с.  Технический прогресс на суконном производстве в Подольской губернии не достиг даже уровня мануфактур. Первые машины появились здесь лишь в 40-середине лет XIX ст.  Возрастающие нужды в машинах развитие машиностроительной промышленности, которая начала создаваться в Украине из конца XVIII ст. Ее представляли чугунолитейные и машиностроительные заводы. В начале XIX ст. в губерниях Украины насчитывалось 10 мідярень, в 1860 p. их было уже 17. Несмотря на те, что основная часть на время реформы 1861 p. еще не вышла из мануфактурной стадии, им принадлежала важная роль как в снабжении оборудования винокуренной и сахарной промышленности, так и в удовлетворении разнообразных нужд населения. На время реформы 1861 p. в украинских губерниях было не меньше чем 20 машиностроительных заводов, которые вырабатывали продукции на 1231 тыс. крб. Почти 88 % этой суммы приходилось на заводы Киевской, Волынской, Херсонской губерний. Вместе с тем много машин ввозилось из-за границы. Лишь через Одесский порт импорт машин за 1850—1860 pp. возрос больше чем в 3 раза. Применение на практике новой техники оказывало содействие повышению производительности работы промышленных рабочих.

Рост объемов машиностроения стимулировал развитие металлургической промышленности.  В дореформенный период существовала и каменноугольная промышленность. В начале XIX ст. мощность небольших приисков в Донбассе, на которые применялась работа государственных и помещичьих крестьян, была невысокой. До 1860 p. добыча угля здесь приобрела уже промышленный характер и составлял почти 6 млн пудов. За количеством добытого угля Донбасс вышел на второе место в Русской империи. Однако шахты в первой половине XIX ст. основывались на отсталой технике, а помещичьи, кроме того, и на малопродуктивной, крепостной работе. Основным видом транспорта были гужевые средства. Большинство грунтовых путей во время осеннего и весеннего ненастья совсем выходили из строя, и транспортировка ими становилось невозможным. Гужевой транспорт использовался в двух эксплуатационных режимах — чумачество и подводная повинность. В дореформенное десятилетие был разработан ряд проектов строительства железных дорог в Украине. Однако реализация их затормозилась через Крымскую войну (1853—1856 pp.). В Украине было лишь два стратегических шоссе — от Киева и от Харькова до Петербурга.
Медленно развивался речной транспорт. Сквозное движение Днепром был невозможен в связи с наличием многочисленных порогов. В Днепровском бассейне 1852 p. насчитывалось 7 пароходов общей мощностью 360 к.с. После Крымской войны развитие пароходства оживилось. Появились пароходные общества и компании. В 1859 p. Днепром и его притоками курсировало 17 пароходов, среди них 3 пассажирских, сдача — буксиры.

Возрастал грузовой оборот черноморско-азовских портов и судов, которые обслуживали их. В 40— 50-х годах основная часть грузового оборота приходилась на парусные суда. Пароходы обслуживали преимущественно пассажирская и почтовая перевозки.
Изложенное свидетельствует об определенных успехах в развитии украинской промышленности 50-в конце х лет XIX ст. В производстве сахара и добычи угля она начала приобретать общеимперское значение. Внедрение в производство досконаліших технологий и машин оказывало содействие увеличению выпуска продукции. Состоялись значительные изменения в размещении промышленных предприятий в Украине. Если к 40-середины х лет почти три четверти их, что принадлежали преимущественно помещикам, были расположены в городках и селах, и лишь кое-что больше одной четверти — в городах, то в дальнейшем предприятия, особенно фабрично-заводского типа, владельцами которых становились купцы, мещане и богатые крестьяне, большей частью строились в городах. С 1825 по 1861 p. количество их (без винокурен, которых было немало) выросшая в 3,6 раза. Количественно преобладали небольшие предприятия. Мануфактуры фабрично-заводского типа составляли лишь 15 %. Тем не менее именно они вместе с большими мануфактурами вырабатывали большую часть товарной продукции.

На время реформы 1861 p. капиталистические предприятия превалировали над помещичьими. Если в 1828 p. в Украине было 53,8 % помещичьих и 46,2 % купеческих предприятий, то в начале 1861 p. помещичьи составляли 5,8 %, а купеческие — 94,2 %. На протяжении последних дореформенных десятилетий доля вольнонаемной работы в украинской промышленности выросшая с 25 % в 1825 p. к почти 74 % в 1861 p.
Итак, в конце дореформенных пор помещичье предпринимательство приходило в упадок, которое убедительно свидетельствовало о кризисе феодально-крепостнической системы.
В пореформенный период фабрика окончательно вытесняет мануфактуру. Если в 1860 p. насчитывалось 2330 фабрик и заводов, то в 1869 p. — 3712 промышленных предприятий. В 1879 p. объем производства 867 украинских фабрик и заводов с количеством рабочих не меньше чем 16 чол. на каждом предприятии досяг почти 103,3 тыс. крб.
С падением крепостного права ускорился процесс создания большой машинной индустрии. Промышленный переворот вступил второй этап, который длился на протяжении 60-80 лет.

Первое место в структуре промышленности заняло сахароварение. Доля его во всероссийском производстве сахара в 1882—1885 pp. достигла 87,8 %. Сахарная промышленность Украины стала главным поставщиком сахара для всей Русской империи.
Машинная индустрия в сахарной промышленности Украины сформировалась в основном из больших вотчинных сахарных мануфактур («паровых» заводов) заменой на них во всех основных операциях ручной техники системой машин, а принудительной работы крепостных крестьян труд—работой вольнонаемных рабочих. Техническая перестройка сахароварен завершилась 1870-в конце х лет повышением концентрации производства, сокращением продолжительности ежегодных сезонов сахароварения, улучшением использования сырья.
[/rkey]
Ускорились темпы роста объемов свеклосахарного производства и производительности работы. Значительное место в экономике занимала винокуренная промышленность. Правда, введение в июле 1861 p. нормы выхода спирта, за которую владелец завода должен был платить государству акциз независимо от производственных показателей предприятия, привело к тому, что много небольших винокурен прекратили свое существование. Для водочной промышленности, как и для сахарной, характерным было применение новой техники, концентрация производства. В 1862—1863 pp. в Украине работало 1485 водочных предприятий. Однако объемы выпуска продукции при этом не только не уменьшались, а и, наоборот, возрастали.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Промышленный переворот . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015