Поэтизация любви и радости жизни в лирике Сапфо и Анакреонта
Автор: Основной язык сайта | В категории: Примеры сочинений
Греческая народная песня постепенно приспосабливалась к новым задачам и темам, выдвинутым эпохой становления античного государства. Песня постепенно превращалась в средство выражения субъективных ощущений, личных эмоций поэта. Это направление развивалось в творчестве поэтов, литературным и музыкальным центром которых был остров Лесбос. Они ввели в литературу несколько новых стихотворных размеров, предназначенных для сольного пения под звуки лиры. Продолжая тематику культовых и обрядовых песен, застольных, свадебных, любовных, поэты о. Лесбос связывают их с личными переживаниями, с колом друзей, с событиями текущего дня. Такие стихи должны были выполняться в определенной обстановке и были рассчитаны на определенную среду. Известнейшими представителями сольной лирики VI ст. есть Алкей и поэтесса Сапфо.
Алкей известный, в основном, из отрывистых цитат, целых стихов сохранилось немного. Алкей пишет о борьбе с тиранами, о героях, защищает интересы знати, к которой сам принадлежал. Но чаще всего темой его стихов есть вино, гуляние и любовь. Алкей писал стихи и в честь лесбийской поэтессы «чистой Сапфо, которая сладко улыбалась». Сапфо родилась в Греции, где женщина не была затворницей. Женщины, как и мужчины, создавали свои общины. Помещение, где собирались женщины, Сапфо называет «домом служительниц муз». Круг интересов содружества женщин и определяет основную тематику поэзии Сапфо: это празднование, свадьба, общение подруг, их увлечения, соперничество, ревность, разлука. Личные переживания поэтессы передано с чрезвычайной простотой и ясностью. В стихе, наверное, предназначенному для свадьбы, поэтесса прославляет «равного богам» жениха, его «сладкий голос и волшебный смех». Но основное внимание она уделяет личным чувствам:
- …В меня при зтом Перестало сразу сердце биться:
- Лишь тебя увижу, — уж я не силах
- вьшолвить слова, Но немеет тот время язык, под кожей
- Быстро легкий жар пробегает, смотрят,
- Ничего не видя, глаза, в ушах же
В другом стихи рассказывается о далекой подруге, которая грустит в разлуке с Сапфо и ее колом: «Когда мы жилы вместе, Аригнота смотрела на тебя, как на богиню, и более всего ей нравился твой танец. Теперь она среди жен, как розовый месяц после заката солнца превосходит все звезды и излучает свой свет на соленое море и нивы, густо покрытые цветами». Задумываясь над красотой любви, Сапфо иллюстрирует свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями, убеждая своих современников в потому, что «красивейший на земле — то, что мы любим». Поэтому любовь в Сапфо «наряжена» в прекрасную одежду, окруженная ароматами цветов и дыханием весны. Описывая своих героинь и героев, поэтесса не скучится на сравнение фольклорного типа. Невеста уподобляется яблоку, которое «ярко краснеет на ветви высокой», а нареченный подобный стройной ветви. А к брачному чертогу прибывает самая Афродита с хором шаловливых зрогов.
- Пестрым троном, славная Афродита,
- Зевса дочь, искусная в хитрых ковох,
- Я молю тебя: не круши горем Сердца, благая!
Близость к народной песне, свежесть и искренность чувства характерные и для іонійця Анакреонта. Лира Анакреонта всегда настроена на веселый порядок. Любовь и вино — основные темы его песен, но трактуются они не серьезно, а как остроумная насмешливая игра. Поэт, который дожил к седине, иронизирует со своих любовных приключений. Игра в любовь заменяет ему сильные страсти. Даже Эрота, бога любви, поэт изображает шаловливым ребенком, который играет в кости или мяч. Песни Анакреонта, что прославляла земная радость веселой жизни, позднее были подхваченные другими авторами, стихе которых начали называть анакреонтичними. На их основе выросшая «анакреонтика» эпохи Возрождения; они надышали многих русских и европейских поэтов.
Древнегреческая сольная песенная лирика стала основанием для развития в европейской литературе лирического жанра поэзии, обращенного к внутреннему миру человека. Чувственность, любовь, дружба, разлука и соперничество будут воспеты с новой силой в любовной лирике разных народов.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Поэтизация любви и радости жизни в лирике Сапфо и Анакреонта . Потом не будешь искать!