Одним из поэтов такого тонкого мироощущения, который обращается непосредственно к детям, явился Яков Аким. Три книги принесли ему известность — «Неумейка», «Песенка в лесу» и сборник стихов «Весна, весною, о весне». Поэт исходит из того, что самое интересное и значительное происходит с человеком в детстве. Самые незначительные на первый взгляд события рождают у маленького ребенка очень яркие впечатления. Все, что он делает, он делает впервые. Поэтому острые переживания сопровождают детство. И надо, убеждает читателя художник, чтобы оно было насыщено впечатлениями, помогающими стать ребенку человеком с высокой нравственной основой.
Поэт передает богатую гамму настроений маленького ребенка. В одноименном стихотворении (книга «Песенка в лесу») автор показал [rkey]безоблачную радость, которую испытывает девочка от общения с природой. Это стихотворение не случайно было положено на музыку и стало любимой песней малышей.
В стихотворении «Друг» поэт рассказывает, как впервые просыпается в мальчике тоска по другу. Это делает его восприятие мира более богатым. В стихотворении «Первый снег» Аким обогащает знания детей, связанные с началом зимы. В стихотворении «Облако» он рисует безудержную фантазию мальчугана’, который лежит на земле и глядит на плывущие над ним облака. Во второе послевоенное десятилетие много нового и свежего в поэзию внесла поэтическая молодежь: И. Токмакова, Э. Мош-ковская, Н. Слепакова, М. Борисова, Г. Сапгир, И. Малярова, А. Крестинский, Г. Горбовский, Э. Успенский, И. Пивоварова, В. Суслов, Л. Мочалов и многие другие. Среди молодых поэтов, пришедших в поэзию в конце 50-х — начале 60-х годов, несомненной талантливостью отличается Ирина Токмакова. Книги ее стихов «Деревья», «Времена года», «Зернышко», «Где спит рыбка», переводные книги шотландских песенок для детей, «Песенки Ганы» и другие сборники поэтических произведений раскрывают перед читателями многокрасочную гамму настроений, спектр оттенков в природе, галерею характеров детей. В стихах поэтессы отчетливо ощущаются истоки фольклорных традиций.
Народное начало чувствуется и в творчестве Генриха Сапгира, хотя он и опирается на другие виды и формы фольклора. Чем меньше ребенок, тем виртуозней может быть техника веселого стихотворения, потому что малыши радуются самому темпу, звучанию стиха. Подчас не понимая смысла, они упиваются безудержными ритмами народных закличек, считалок, дразнилок. Молодой поэт, выступивший впервые в детской литературе в 60-е годы, сразу завоевал популярность среди детей. Его книги— «Нарисованное солнце», «Ау», «Звездная карусель», «Считалки», «Здравствуй» и другие — отличаются молодым задором, причудливой фантазией, безудержным весельем.
Многие современные поэты, создавая свои произведения, тут же завоевывают любовь и доверие маленьких читателей. К ним относится Юрий Коринец, поэт с чистым лирическим тембром голоса, романтик просторов, страстно влюбленный в Север, поэт неспокойный, порывистый, которому неведомо сонное благополучие, покойный душевный комфорт.
Герои стихов Коринца — люди трудной судьбы, неналаженно-го быта, влюбленные в труд, находящие в этом свое счастье. Они постоянно заняты делом: гнут колеса, режут ложки, вяжут сети, сплавляют лес. В стихах поэта живут простые полновесные слова, вызывающие к жизни картины крестьянского труда и быта,— печь, лавка, сено, корова, поветь. Источник вдохновения для него — красота русской природы и русского человека. Картофельное поле рождает у художника ассоциации с самыми прекрасными ландшафтами и становится героем стихотворения.
Книги Коринца — «Лапки», «Туесок», «Таинственный дом», «Лесовик», «Круглый год хоровод», «Суббота в понедельник» и другие — говорят о незаурядности поэтического мышления поэта. В его стихотворных циклах сказочно оживают и ведут разговор старый дом, поморский туесок, Воже-озеро, река, мост, маяк… Поэт приоткрывает такие уголки природы, которые не блещут яркой красотой, но полны неизъяснимого очарования. Он учит детей зорче видеть и острее слышать:
- Ты думаешь, что тишина Бывает звуков лишена?
- Ты думаешь, она мертва
- И ей неведомы слова?
- А кто же с нами говорит,
- Когда в ночном костер горит?
- Кто шепчет тихие слова,
- Когда колышется трава?
- Кто прозвенит то стрекозой,
- То комаром в тени лозы,
- Тревожит нас перед грозой
- И удивляет в час грозы?
- Недремлющая тишина
- Всегда по-разному слышна.
Такое раскрытие удивительного в обычном, затаенного в открытом, сказочного в реальном говорит о несомненном таланте поэта-романтика. Он позволяет услышать тишину, стать ближе к природе, к, ее красотам и тайнам, открывая перед детьми-читателями мир звуков, которыми наполнена природа. И внутренний мир самого автора, человека, чуткое ухо и верный глаз которого услышит и подметит много скрытого от людей, раскрывается перед читателем. Все чаще в лирике для детей наряду с обычными радостями и заботами появляются мысли и чувства, свойственные детству XX века. В стихах последних лет можно увидеть ребенка не только играющим, прыгающим, но и задумчивым, наблюдающим за чем-то пристально и упорно. Поэты учат ребят глубже и тоньше чувствовать. И даже стихотворная акварель М. Борисовой «Золотой кораблик» полна различных настроений:
- Над грохотом и пылью,
- Над шумной суетой
- Плывет на тонком шпиле
- Кораблик золотой.
- Над ним летают чайки,
- . . Звезда горит вдали.
- Он бы и рад причалить, Да в небе нет земли.
Такая поэзия наполнена философскими раздумьями, психологизмом, в ней чувствуется глубокий подтекст. Психологизм стал отличительной особенностью детской литературы в последнее десятилетие— и прозы и поэзии. В стихотворении «Как увидеть зимой сиреневый сад» Овсей Дриз подводит ребенка к размышлениям о сложных философских понятиях «радость», «счастье», «человеческая фантазия».
[/rkey]
И. Малярова в стихотворении «Портрет Инфанты» и в других произведениях учит школьника всматриваться в великие произведения живописи, видеть их нетленную красоту. Наслаждение всеми радостями жизни — большими и малыми, начиная от радости завести новую тетрадку и кончая радостью творчества, когда «снежок искрился, как стишок, стишок лепился, как снежок, и руки жег», заключено в книге стихов А. Крестинского «Солнце на гвозде». Л. Мочалов, Н. Слепакова, Л. Куклин осторожно раздвигают границы представлений ребенка о природе, развивают зрение и слух, учат различать не только основные тона, но и многочисленные оттенки.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Поэт тонкого мироощущения . Потом не будешь искать!