Переход на интенсивные методы развития народного хозяйства
Автор: Основной язык сайта | В категории: Государственная собственность
В Украине, как и в СССР, сводились престижные строения, которые экономически были малорентабельные, а для окружающей среды и здоровье людей — даже вредными. Как упоминания о расточительстве и бесхозяйственности сохранились на территории Украины рукотворные «моря» на Днепре, «наибольшие в Европе» Приднепровская, тепловые электростанции и другие гигантские новостройки, которые народному хозяйству только шкодят. Без глубокого научного обгрунтування, учет мысли общественности высокими темпами развивалась атомная энергетика: развернулось строительство мощных АЭС, которые не отвечали международным стандартам безопасности, который подтвердил взрыв Чернобыльской АЭС. Неудовлетворительное использование человеческих сил, материальных и особенно природных ресурсов привело к экономическому кризису.
Послевоенное восстановление сельского хозяйства Украины проходило в трудных и сложных условиях. На 1945 p. практически была восстановлена деятельность всех колхозов. Тем не менее сравнительно с довоенным периодом было засеяно 71 % посевных площадей колхозов и 32 % совхозов, валовой сбор зерновых досяг 46,9%, урожайность — 48 % (7 ц/га), поголовье всех видов скота — 43 %, парк сельскохозяйственных машин — 43,2 %. Основной силой в колхозах были женщины, которые выработали 72,2 % всех трудодней. Грунт под посевы готовили вручную. Нередко колхозники самые впрягались в упряжь вместо скота. Государству было сдано больше 56 % выращенного зерна, а во многих колхозах изъят фураж и посевные фонды. Крестьяне не получили полностью определенные на трудодень 400 г зерна. Как следствие в конце 1945 p. начались продовольственные трудности,
[smszamok]
особенно на юге страны. Положение в сельском хозяйстве нуждалось в пересмотре аграрной политики. Однако в 1946 p. продлевалось форсированное расширение обрабатываемых площадей без соответствующего роста материально-технических ресурсов, сохранялся низкий агротехнический уровень производства. Малоснежная зима 1945— 1946 pp., весенне-пожилая засуха (к +39 °С) усложнили ситуацию. Урожайность зерновых в 1946 p. представляла в среднем 3,8 ц/га, сахарной свеклы — 43 ц/га. При этих условиях начальный план сдачи государству зерна Украиной 340 млн пудов было увеличено на 10 %. Колхозы, получив лучший урожай, имели возможность увеличивать на 50 % планы заготовок, которые выходили с предвиденной, а не из фактической урожайности. Тому план сдачи зерна часто доказывали большим, чем было собран урожай. В конце 1946 — в начале 1947 pp. Украина сдала государству фактически все сращенное зерно, тем не менее план сдачи зерна было выполнено лишь на 3 % . Посевная компания 1947 p. обеспечивалась за счет семенного займа, который покрывал лишь 60 % нужд. Сложное положение с кормами обусловило падеж скота. Поголовье скота в колхозах уменьшилось, в частности большой рогатой на 12 %, свиней на 50 %.
После кризиса 1946—1947 pp. начался медленный подъем, тем не менее подход к решению проблем сельского хозяйства оставался стариком: форсирование производства в условиях жесткой централизации и регламентации колхозной жизни. С целью борьбы против нарушения Устава сельскохозяйственной артели в 1946 p. начали ограничивать приусадебные индивидуальные хозяйства, которые давали крестьянам 70 % всех денежных доходов, 80 % мяса, 90 % картофеля. Введено денежные и натуральные налоги, которые привели к уничтожению домашних животных, вырубывание садов. В конце восстановительного периода (1950 p.) сельское хозяйство достигло довоенного уровня, о чем свидетельствуют такие данные:
Капиталовложение в сельское хозяйство были недостаточными. Вкладывались они в основном на приобретение машин (33 %), строительство (67 %). Техника оставалась государственной. Колхозы пользовались ею через посредничество машиннотракторних станций (МТС). Механизация обеспечивала пахоту (на 93 %), сев (на 70 %), собирание зерновых культур (на 34 %). Другие работы выполнялись почти полностью вручную. В республике было электрифицировано 18 % колхозов, 88 % МТС, свыше 90 % совхозов. Меньше нормы вносили минеральных и органических удобрений. Государственные заготовительные цены оставались на равные 1928 p., хотя цены на промышленную продукцию возросли в 20 раз. Фактически всю продукцию сдавали государству. Деятельность колхозов регламентировалась, материальных стимулов не было. Властвовала теория Лисенка, полностью оторванная от нужд сельского хозяйства.
Из середины 1948 p. началась массовая коллективизация на западноукраинских землях.
В отличие от Восточной, в Западной Украине не было голода. На начало 1950 p. было коллективизировано 96 % крестьянских хозяйств и 99,4 % пахотной земли.
На 50-начала х лет низкая производительность сельского хозяйства оставалась. В 1950—1953 pp. общий объем продукции возрос лишь на 2 %, а земледелия уменьшился на 1 %.
Поворотным пунктом в развитии сельского хозяйства стал сентябрь 1953—1955 pp., когда изменилась аграрная политика государства. Основные мероприятия были направлены на повышение м колхозов, увеличение государственных ассигнований на нужды села, улучшение технического и кадрового обеспечения села. Из января 1954 p. действовали постоянные погектарные нормы поставок животноводческой продукции, задолженность прошлых годов из колхозов было списано. Уменьшена поставки овощей и картофеля.
Часть продуктов колхозники продавали государству в порядке закупок через заготовительные организации. В 1953—1958 pp. заготовительно-закупочные цены возросли на зерно в 7 раз, на картофель — в 8, на продукты животноводства — в 5,5 раза. Упразднены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов из колхозных дворов, вдвое сниженные налоги из приусадебных хозяйств. В 1958 p. отменены обязательные поставки. Установленные единые закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, дифференцированные за зонами страны. Изменилась практика планирования.
Принятые мероприятия стимулировали сельскохозяйственное производство. С 50-середины х лет сельское хозяйство впервые стало рентабельным. Среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства в 1954—1959 pp. представляли свыше 7 %. Неделимые фонды возрастали каждый год в колхозах на 21,8 %, совхозах — на 16 %. Повысилось валовое собрание и урожайность зерна, возросло поголовье скота. Тем не менее подъемы оказался нестабильным. С 1958г. в сельскохозяйственном производстве начался спад. Если за 1951—1958 pp. объем валовой продукции увеличился на 65 %, то с 1959 по 1964 p. — лишь на 22 %. Среднегодовые темпы развития уменьшились до 2 %.
Колхозы вынужденные были покупать технику по повышенным ценам. Закупочные цены 1958 p. были меньшими сравнительно с 1954—1957 pp. При этих условиях доходы колхозников уменьшились, задолженность перед государством выросшая. С 1963 p. правительство начало предоставлять краткосрочные займы для купли удобрений, семена, молодняка. В 1964 p. была списана задолженность за технику на сумму 180 млн крб. Тем не менее эти мероприятия были недостаточными.
Истощение целинных земель, засуха 1963 p., застой сельскохозяйственного производства в центральных черноземных районах России и в Украине привели к продовольственному кризису. С этих пор Советский Союз начал закупать зерно за границей. На протяжении 1951—1965 pp. определенных успехов было достигнуто в развитии животноводства. По стоимости валовой продукции оно почти равняло растениеводству. Увеличилось поголовье животных, повысилась их производительность, возросло производство основных видов продукции. Доля колхозов и совхозов за 1951—1958 pp. за общим количеством большого рогатого скота выросшая с 53 до 62,9 %, коров — с 24,1 до 46,2, свиней — с 60,7 до 68,7, коней — с 99,2 до 99,4, за производством мяса — с 24,7 до 45, молока — с 19,1 до 50,5, шерсти — с 77,3 до 84,7, яиц — с 10,6 до 14,1 % . Тем не менее доля личных подсобных хозяйств населения постепенно уменьшалась, особенно в 60-х годах. В 1970 p. она представляла за поголовьем большого рогатого скота 21 %, производством мяса — 37, молока — С, шерсти — 4,8, яиц — 62 %. На развитие животноводства отрицательно влиял недостаток кормов, породного и племенного скота.
Постепенно повышался индустриальный уровень производства. В конце 1958 p. тракторов было 168,4 тыс., зерноуборочных комбайнов — 64,8 тыс., грузовых автомобилей — 129 тыс., в 1965 p. — соответственно 257, 56,9, 80,4 тыс. Техника качественно совершенствовалась за счет поступления дизельных, колесных, гусеничных тракторов, самоходных комбайнов, безумных машин и орудий, гидравлических устройств. Начали применять автоматизированные зерновые тока, доильные установки, устройства для приготавливания кормов, механизированное водоснабжение. Энергетические мощности лишь в 1960—1965 pp. возросли с 25,6 до 40,3 млн к.с. Повысился уровень электрификации. За 1953—1965 pp. общее потребление электроэнергии возросло с 277,2 до 4505 млн квт/ч (в 16,3 раза).
Тем не менее механизация и электрификация села были неудовлетворительными. К комплексной приближалась лишь механизация выращивания зерновых культур. К государственным энергосистемам было присоединено 69 % колхозов и 88 % совхозов. Не удовлетворялись культурно-бытовые нужды села. Отрицательно влияло на урожайность культур недостаточное применение органических и минеральных удобрений, хотя внесение их из года в год возрастало. Непроизводительными были попытки «перестройки природы» насаждением лесных смут и строительством оросительных каналов.
Государственные закупки оставались принудительными.
В 1964 p. были упразднены указы 1959—1963 pp., что ограничивали развитие личных подсобных хозяйств. Тем не менее новые указы также устанавливали определенные нормы содержания скота в личной собственности граждан. В марте 1965 p. была начата реформа в сельском хозяйстве. Устанавливался постоянный план закупок зерна на шесть лет для всех колхозов и совхозов. Повышались закупочные цены на пшеницу, рожь, гречку и другие зерновые культуры, подсолнечник, продукцию животноводства. За сданную продукцию сверх плана устанавливалась надбавка — 50 % основной закупочной цены. Был осуществлен переход к гарантированной денежной оплате труда колхозников по конечным результатам хозяйственной деятельности. Тем не менее важных изменений в аграрной политике не состоялось. Руководство осуществляли на основе жесткой регламентации. Отрицательные тенденции в развитии сельского хозяйства привели на 80-начала х лет к очередному изменению системы управления сельским хозяйством. Была разработана Продовольственная программа (1982 p.). С целью координации деятельности трех структурных звеньев агропромышленного комплекса (АПК) образовано основные и районные агропромышленные объединения, единое Министерство сельского хозяйства. Центральным органом управления АПК стал союзно-республиканский агропромышленный комитет.
Тем не менее определенные достижения в аграрном секторе не изменили его статуса как наиболее экономически слабого, заброшенного звена хозяйственного организма. Снизились среднегодовые темпы экономического роста валовой продукции сельского хозяйства с 3,9 % в 1966—1970 pp. до 1,1 % в 1981— 1985 pp. Национальный доход в сельском хозяйстве уменьшился за 1966—1985 pp. на 23 %. Рентабельность снижалась, в 1985 p. она составляла 17 % в колхозах и 15 % в совхозах против 42,1 % в 1966 p. В 1970—1985 pp. на 57,3 % снизилась фондоотдача.
[/smszamok]
Происходило подорожание техники, строительных материалов, нефтепродуктов, которые поставлялись сельскому хозяйству, на 35—150 %. Производительность растениеводства и животноводства в 2-3 разы была низшая, чем в экономически развитых странах. Руководство аграрным сектором основывалось на старых формах хозяйствования, не обеспечивалась надлежащая интеграция всех звеньев АПК. Изменений в стиле и методах работы партийных и советских органов практически не состоялось.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Переход на интенсивные методы развития народного хозяйства . Потом не будешь искать!