ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ И ДРУГИМ ВЗРОСЛЫМ
Автор: Основной язык сайта | В категории: Методические материалы
Среди многообразных отношений, которые устанавливаются между учеником и окружающими его сверстниками и взрослыми, наибольшее значение для его развития имеют взаимосвязи со старшими людьми и та личностная позиция, которую занимает ребенок, подросток, юноша по отношению к определенным взрослым людям. Как уже было сказано выше, взаимоотношения со сверстниками и даже отношение ребенка к себе складываются в значительной мере под непосредственным влиянием взрослых. Эти отношения начинают складываться в раннем детстве. Они вызываются острейшей потребностью младенца в общении с людьми. Как показали исследования М. И. Лисиной, первой социальной потребностью ребенка является его нужда в общении со взрослыми людьми. G каждым днем, с каждым прошедшим месяцем, эта потребность усиливается, приобретая различные формы.
Сначала ребенок воспринимает взрослого лишь как источник удовлетворения всех своих жизненных потребностей. Осуществляя уход за
[smszamok]
ребенком, мать, сестра-воспитательница выделяются своей подвижностью на фоне всех остальных неподвижных предметов. Своей улыбкой, мимикой, движениями, голосом взрослый — близкий ребенку человек — вызывает с его стороны эмоциональную двигательную реакцию (реакцию оживления). Еще до истечения первого полугодия ребенок начинает испытывать положительные чувства и реагирует ярко выраженным удовольствием на присутствие близкого взрослого человека, на его прикосновение, разговор, простые игровые движения.
Интонация речи, с которой взрослый обращается к ребенку, ласка или строгость, игра, действия с предметами становятся наиболее сильно действующими на ребенка раздражителями. В дальнейшем именно близкий взрослый человек становится источником познания. Он все знает, умеет объяснить все то непонятное, что встречает ребенок на своем жизненном пути. Он рассказывает, оценивает, учит, показывает.
Для дошкольника близкий взрослый обычно становится авторитетом, слова которого воспринимаются как бесспорно справедливые, его знания — как достоверные, а его оценки не вызывают сомнения. Такое непререкаемо авторитетное положение не дается в готовом виде кому бы то ни было. Каждый человек должен завоевать авторитет у ребенка своим поведением, суждениями, своим отношением к окружающему. Авторитетным называют человека, мнение которого, суждения которого о чем-либо воспринимаются как бесспорные и принимаются как истина, не требующая доказательств.
У маленького ребенка авторитетом пользуются обычно отец, мать, которые все знают и все могут объяснить. У младшего школьника чаще всего авторитетом пользуется его первая учительница. Она требует, указывает, оценивает, хвалит, и все ее слушают. Даже родители выполняют все, что требует учительница. Она становится «самой главной». Если ей надо, она вызывает отца или мать к себе в школу, говорит с ними, учит, как надо и как не надо помогать ребенку учиться. И папа и мама ее слушают. В первые месяцы и годы пребывания в школе отношение ребенка к учителю характеризуется довольно широкой аморфностью и нерасчлененностыо. Нравится учительница, потому что: «хороню объясняет, ласковая, строгая, но не злая». Нравится, что у учительницы красивые сережки и волосы такие пушистые, и смеется она весело… Но во II и особенно в III классе эти внешние признаки постепенно отодвигаются на второй план. Дети начинают более дифференцированно оценивать личностные и профессиональные качества учительницы.
Дети 9—10 лет рано начинают выделять и оценивать моральные качества учительницы, которые непосредственно обращены к ним— ученикам.
Анкеты, проведенные разными исследователями, показали, что ученики II и III классов на первое место ставят справедливость учителя (в отношении оценок их работ, ответов, их поступков). Затем идут доброта и высокий уровень профессиональных качеств («хорошо объясняет, много знает»). С переходом на следующую ступень своего развития дети все больше выделяют именно профессиональное мастерство учителя. Теперь, т. е. в III—IV классах, его качества отмечаются уже более обобщенно и объективно: «М. П. хорошо объясняет математику. Она сразу видит, кто не понял, и объяснит все», «В. Н. справедливая. Она не стала наказывать Павлушу. Ведь он, правда, не виноват, что пролил краску, его толкнул Вадик, нечаянно… а ведь другая так бы раскричалась!»…
Интересно отметить, что даже маленькие ученики I—II классов чрезвычайно чувствительны к несправедливости, к упрекам в лени, в безразличии к учению, которых на самом деле они за собой не видят. Дети порой еще сами не умеют указать причину своего огорчения или радости, своего грустного настроения. Но они уже говорят о том, что учительница их не понимает или, наоборот, «что она «все делает по правде, по-честному», т. е. ученики дают, по существу, моральную оценку поведения своего педагога. Практика показывает, что детей не отталкивает строгость и требовательность учителя, если они сочетаются с его справедливым и доброжелательным к ним отношением. Ведь ученики очень быстро убеждаются в том, что такая требовательность необходима. Однако они очень чутки к обращению учительницы с ребятами, при этом со всеми, а не только с избранными. За доброжелательность, терпение и справедливость ученики любят учительницу, слушают ее и копируют как образец.
Тем более горьким и тяжелым бывает наступающий порой у ребят момент разочарования, когда авторитет любимого учителя, на слова и поступки которого дети ссылались как на заповедь, как на закон («М. П. сказала…»), вдруг катастрофически падает, разрушается, при этом чаще всего по вине самого авторитета. Такое разочарование испытывают дети, обнаружив, например, что их любимая, справедливая, самая добрая и знающая учительница совершила какой-то скверный (по мнению детей) поступок, что-то сказала обидное про другого близкого ученикам человека, скрыла чей-то проступок или даже… сказала явную неправду. Тогда уважение падает, авторитет разрушается, и дети с особой болью и злостью заменяют свою привязанность к учителю недоверием и отчужденностью. Если учитель строг потому, что он зол, сердит на всех, и прежде всего на ребят, если в его требованиях дети не видят последовательности и смысла, если учитель пользуется своей властью, чтобы «рассчитаться» с отдельными нерадивыми и озорными учениками, если дети чувствуют, что учитель их не любит, что работает в школе как чиновник, — тогда ни его угрозы, ни окрики, ни наказания не способны создать у детей авторитета. Дети боятся такого учителя, не доверяют ему, и связи между классом и педагогом рвутся. Тогда работа учителя и учеников приобретает тяжелую напряженность, которую уже очень трудно устранить.
В формировании отношений детей к чему-либо (к труду людей, к природе, к учителю, к своей стране) огромная роль принадлежит знаниям. Если дети узнают о замечательной жизни их скромной учительницы, о ее мужестве, о том, что она выполняла в трудные годы войны опасные и ответственные поручения в тылу врага, ее облик в глазах учеников быстро меняется, перестраивая и все отношения к ней ребят. В III класс одной из сельских школ пришла пожилая учительница В. Н. Дети не очень дружелюбно встретили ее. Уж очень она была не похожа на ту молодую и веселую, которая вела их в I и II классах. Эта настороженность сковала и учительницу, вызвав с ее стороны несколько раздраженных замечаний классу. Детям стало неприятно, и их недружелюбное отношение к учительнице стало усиливаться. Создалась напряженная обстановка, чреватая возникновением конфликта новой учительницы с классом. Директор школы вовремя пришел на помощь ребятам и педагогу. В один из дней, когда В. Н. не было в школе, он, пользовавшийся непререкаемым авторитетом у детей, рассказал им о жизни и деятельности их учительницы. «Теперь она пришла в школу, — говорил директор. — Надо ей помочь… и поберечь ее силы. Ей очень нужны внимание и забота ребят. Она очень их любит, но немного отвыкла от своей прежней работы». Такая беседа открыла детям глаза. У них возникло новое отношение к их учительнице, и скоро в классе установилась хорошая, деловая и доверчивая атмосфера.
С переходом детей в старшие классы требования их меняются. Стать авторитетом могут для них не только близкие люди, но и далекие образы живых и литературных героев. Дети выбирают для себя образ мужественного жизнерадостного летчика; смелого, решительного исследователя; волшебника-врача, которому стремятся подражать.
[/smszamok]
Их требования к человеку и суждениям о нем становятся менее категоричными, более гибкими и обоснованными, проявляется некоторая терпимость и к отдельным недостаткам, имеющимся у выбранного героя, если они не нарушают общего светлого его облика. Характерно, что подросток меньше обращает внимание на профессиональные качества учителя. Все большее значение приобретает его моральный облик и особенно те нравственные черты, на которые ориентирует школьника литература и фильмы, художественные произведения и беседы со взрослыми…
Сочинение! Обязательно сохрани - » ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ И ДРУГИМ ВЗРОСЛЫМ . Потом не будешь искать!