Образ розы в легендах и мифах народов мира
Автор: Основной язык сайта | В категории: Задания по русскому языку
Венком из роз, перевитых миртом, украшали невесту. Розами украшали дверь в ее помещение, лепестками из роз осыпали брачное ложе. Венки из роз посылали друг другу влюбленные или же клали их возле порога дома. Если же у кого-то из юношей или девушек разрывался венок, то говорили, что они влюблены, а когда они возражали — тогда обращались за помощью к так называемому розовому оракулу, толкованию его, как свидетельствует Теокрит, состояло вот в чем. Брали розовый лепесток и клали его на образованное большим и указательным пальцами левой руки отверстие (как это мы делаем иногда с маковыми лепестками) и потом ладонью правой ударяли по ней. Если лепесток оставался целым, то считалось, что человек сказал правду, когда же лопался, причем с треском, то над мальчиком или девушкой начинали подсмеиваться, говоря, что они влюблены, но безнадежно.
Розами и венками из них греки выстилали путь победителя, который возвращался с войны, и украшали его колесницу. Ими же прибирали тело и надгробие покойников. Так, например, Гомер утверждает, что Афродита почтила ими погибшего Гектора и что Анхиз просил роз, чтобы украсить ими могилу своего друга. Розы не вяли также и на могиле Софокла.
Греки носили цветок на голове и на груди как символ жалобы, непродолжительности нашей жизни, которой так же быстро вянет, как и душистая роза. У них даже была пословица: «Если ты прошел розу, то не ищи ее больше».
С другой стороны, греки украшали ею памятники и урны с прахом, поскольку приписывали ей чудодейственное свойство сохранять смертные останки от тлена, и считали, что запах ее приятен душам умерших. Кроме того, в бутоне розы греки усматривали символ бесконечности, которая оказывается в ее круглой, что не имеет ни начала, ни конца, форме, и именно поэтому на греческих надмогильных памятниках можно было раз в раз встретить плотно сомкнутый бутон розы.
Не менее выдающуюся роль сыграла роза и в религиозных обрядах греков.
Розами увенчивали богов, венки из роз клали к их ногам. И особенно украшали ими, как уже отмечалось, статую Венеры: привядшие на ее лбе розы считались даже чудодейственными.
Элиан описывает такой случай. У знаменитой куртизанки и первой на целую Грецию красавицы Аспазии в детстве на щеке был нарост, от которого она никак не могла избавиться, несмотря на все старания знаменитых врачей того времени. Этот нарост так искажал лицо, что Аспазия впадала в отчаяние, и, уже будучи сформированной девушкой, она решила что лучше умереть. И спас ее сон. Несчастной приснилось, будто любимая птица Венеры — голубь явился ей в облике молодой девушки и предложил снять привязанные к голове богини розы, приготовить из их листвы мазь и натереть нарост. Аспазия так и совершила, нарост пропал, и она стала самой красивой женщиной Греции.
Наизнаменитейшие в Греции храмы Венеры, которая на островах Кирен и Родос, были окруженные самыми роскошными, огромными садами роз. Здесь преклонение перед розой зашло аж так далеко, что даже на монетах чеканили ее изображение.
Вообще, следует отметить, что в Греции пользовались большим почетом не только сама роза, но и торговля ею и вязание венков. И первая плетельщица венков в давней Греции, красавица Глицера из Сикиона, была увековеченная знаменитым греческим живописцем Паузиасом, который написал ее портрет. После за саму лишь копию портрета Лукулл заплатил несколько тысяч карбованцев.
Из Греции колонисты перевезли розу в Рим, и она там чудесно прижилась. Но этот замечательный цветок приобрел здесь совсем другое значение. Если в Греции она была для богов символом любви и красоты, а для людей признаком и веселой радости, и глубокой грусти, то римляне во времена республики считали ее атрибутом суровой морали и наградой за выдающиеся действия, а с падением Рима она стала понятиям роскоши и разврата.
Сначала, как свидетельствует Элиан, римские воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и одевали венки из роз, чтобы набраться мужества, и вообще на это время она является эмблемой храбрости. Это был будто орден за геройство. Так, Сципион Африканский разрешил солдатам восьмого легиона, которые первыми ворвались во вражеский лагерь, в день их триумфальной походки в Риме нести в руках букеты роз и на увековечение выдающейся храбрости выбить изображение этого цветка на щитах. Так же и Сципион — младший разрешил воинам легиона, который первым поднялся на стены Карфагена, украсить венками из роз их щиты и убрать цветами всю триумфальную колесницу. Вообще же сначала розами разрешалось увенчивать лоб лишь того человека, который осуществил что-то выдающееся, и когда Марк Фульвий разрешил своим воинам после незначительной стычки украсить шлемы венками из роз, то имел за это строгий выговор от цензора Катона.
Роза так высоко держалась с достоинством тогдашними римлянами, что даже запрещалось украшать себя венком в час траура или грусти, или в дни, когда Риму угрожала опасность и когда какой-либо богатый меновщик презрел это постановление, надумал во время Второй Пунической войны появиться у себя на террасе в венке из роз, то он немедленно, по приказу сената, был брошен в тюрьму, откуда его выпустили аж по окончанию этой войны.
Кроме того, роза для римлян первой республики считалась также предметом священным, и каждый год в Риме происходили поминальные торжественности, которые имели название розалий или розалийских дней.
Торжественности происходили не раньше 19 апреля и не позже 19 июня и заключались, главным образом, в роскошной уборке могил и урн, где сохранялся прах умерших, гирляндами и венками из роз.
Вообще, какого исключительного значения в этом случае римляне того времени предоставляли розам, удостоверяет обычай богатых людей завещать большие суммы на постоянную уборку их будущих могил этими цветами. Для этого преимущественно использовали белые и карминно-красные розы. Первые, по обыкновению, высаживали на могилах молодых людей, а вторые — на могилах людей старшего возраста.
В конце концов, без розы не мыслился тогда и домашний быт, и религиозные церемонии. Римляне украшали ею свое жилье и домашние алтари, посыпали путь во время торжественных процессий. Особенно же торжественной была процессия корибантив, жрецов богини Цибели, охранницы богов, тогда все покрывалось белыми розами: и статуя богини, и ее жрецы, и весь путь.
Не такое значение розы во времена падения Рима. Из цветка величия она становится цветком забавы пьяных оргий, признаком разврата. Теперь ею поздравляют не Венеру-Уранию — богиню честного брака и благословения детьми, а позорную Венеру-Пандемос — богиню сладострастия.
К тому времени злоупотребления розой как украшением достигло крайности. Так, например, тщеславный проконсул Веррес, обвиненный, как известно, Цицероном в продажности, передвигался по Риму не иначе, как на ношах, матрас и подушки которых постоянно наполняли свежими лепестками роз, причем и он сам весь был обвит розовыми гирляндами.
Еще больше роз истреблял император Нерон. В его знаменитом обеденном зале, стены и столы оборачивались во время банкетов с помощью особого механизма и воссоздавали четыре времени года, вместо града и дождя на гостей падали миллиарды свежих розовых лепестков. Для каждой такой гулянки, по свидетельству Свитония, тратилось свыше 180000 крб.
Но розы истреблялись в огромном количестве вообще на всех обеденных банкетах римлян, поскольку не только каждый гость должен был быть увенчан, розами украшали тех, кто подавал кушанья, рабов-слуг, а также посуда, чаши с вином, обеденные столы, нередко ими выстилали даже пол. Причем следует заметить, что венки для гостей сплетены были не просто из роз, а из розовых лепестков в виде чешуи вокруг обруча.
Желая как можно больше удовлетвориться запахом розы, некоторые патриции посыпали ее лепестками даже поверхность моря перед прогулкой на галерах, а во время одного из празднований ими была выстелена вся поверхность Люцинского озера.
И всех превзошел своим отвратительным уничтожением роз император Гелиогабал.
На одном из его банкетов, рассказывают, знатные гости были забросаны таким количеством лепестков, что падали с потолка, что кое-кто, на большую утеху хозяина, задохнулся под ними. Сам же он купался только в вине из роз, которое после этого должна была пить чернь. В конце концов, по его приказу, этой драгоценной влагой наполняли и общественные купальни, вследствие чего они испытывали осадки со стороны римского простонародья, которое совпадало сюда из всех концов Рима, главным образом для того, чтобы напиться, а не купаться.
И кроме вышеупомянутого широчайшего применения, роза имела и вдобавок и целиком своеобразное назначение. Она служила символом молчания, даже посвящалась Гиппократу — богу молчания, который, как известно, изображал юношей с приложенным к устам пальцем.
Латинская пословица утверждает: «истина в вине», указывая на то, что опьянелый от вина человек может разболтать иногда все свои тайны. А поскольку во время упадка Рима было весьма опасно публично делиться своими мыслями, то, чтобы напомнить разгоряченным головам о необходимости держать язык за зубами, во время римских собраний на стеле зала цепляли мастерски сделанную белую розу. Взгляд на эту розу заставлял многих сдерживать свою откровенность. Говорят, что от этой розы возникло известное латинское выражение: «по секрету».
Римляне готовили из розы разнообразные напитки и кушанья. Кроме вина, о чем уже сказано, получали, прибавляя к лепесткам яйца, пудинги, а также желе, розовый сахар и многочисленные сладости, и до этого времени употребляемые на Востоке.
Вообще у римлян того времени потребность в розе была настолько значительной, что неисчислимые розовые сады в окраинах Рима и всей Кампании не могли удовлетворить их, приходилось доставлять эти цветы кораблями из Александрии и Карфагена, вследствие чего здесь даже возникла новая огромная область хозяйства. На розовые сады ушли самые плодородные местности Рима, в ущерб хлебным полям, поэтому большинство здравомыслящих людей того времени приходили в негодование. Марциал, например, с горькой иронией писал: «Египтяне, пришлите нам хлеба вместо наших роз!»
Все улицы Рима были так пронизаны запахом розы, что непривыкшему человеку делалось плохо. На каждом роге, на каждом перекрестке торчали торговцы розами или торговки и плетельщицы розовых венков, их насчитывались целые сотни, они торговали ими даже на рынках, как было когда-то в Афинах.
В конце концов, существовала в Риме особая розовая биржа со специальными маклерами, которые занимались куплей и продажей лишь роз, и эти цветы, конечно, были разных сортов и разной стоимости. Самыми ценнми и считались цветущие дважды в год розы из Пестума. Они не раз воспеты выдающимися поэтами Рима Вергилием, Овидием и другими.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Образ розы в легендах и мифах народов мира . Потом не будешь искать!