В чем сущность нигилизма Базарова? Роман «Отцы и дети» направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы «Записки охотника»), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром. Почему именно в начале 60х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,его несостоятельность в управлении Россией. В «Отцах и детях» и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров.
Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих
классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть
отрицания.
Что же отрицает Базаров? «Все», говорит он, А все это то, что
относится к минимальным потребностям человека и к познанию
природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на
вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: «Природа не
храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию,
самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не
борется против того, что отрицает. Это, помоему, очень важная черта
нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все
равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих
убеждений, но он и не проповедник.
Одна из черт нигилизма вообще отрицание духовных и материальных
ценностей.
Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей
одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем
раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о
его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к
материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта
признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей
Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность
«романтизмом» и «вздором», он презирает людей ее носителей.
«Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта», говорит
Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели
и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над
Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой
женщины.
Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по
инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное
незнание литературы («Природа навевает молчание сна», сказал
Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой,
скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями
Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что
произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на
любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение
упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям.
Итак, ценностей для Базарова не существует, и это причина его
цинизма.
Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами.
Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и
заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие
ученые его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о
которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и
тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не
доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть
учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться
на уже приобретенные кемто знания.
Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся,
допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к
знаниям.
Базаров нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами
героя другого романа Тургенева, Рудина, «скептицизм всегда отличался
бесплодностью и бессилием». Эти слова применимы к Евгению
Васильевичу. Да ведь надобно же и строить. Это уже не наше дело…
Сперва нужно место расчистить.
Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает.
Базаров разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и
максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден
благородным идеалом Базарова идеалом сильного, умного,
мужественного и нравственного человека.
У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным
поколениям. Первое поколение времени, в котором он жил. Евгений
типичен для этого поколения, как любой умный разночинец,
стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства.
Второе поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он
призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно
верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.
Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных
людей, и только. «Исправьте общество, и болезней не будет». Базаров в
этом абсолютно прав, но не думал он, что не такто просто это сделать.
Я уверен, что человек, живущий не по кемто придуманным правилам,
а по своим естественным ощущениям, по совести, человек будущего.
Поэтому Базаров и принадлежит в какойто мере поколению своих
далеких потомков.
Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим
необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм
незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как
средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть
вперед и подумать, куда же оно идет.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Нигилизм Базарова . Потом не будешь искать!