Чем руководствовался Н. А. Некрасов, вводя в поэму «Кому на Руси жить хорошо» помещика Оболдуева, его предков князя Щепина и Василия Гусева. Литературоведы никак не комментировали их имена, а историки вообще проходили мимо исторических основ поэмы. Тем любопытнее оказываются разыскания В. Л. Соскина, шофера по профессии, горячего поклонника русской литературы и истории. В пятой главе поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть строки, в которых помещик Оболт Оболдуев рассказывает крестьянам свою родословную:
- «…Я роду именитого,
- Мой предок Оболдуй
- Впервые поминается
- В старинных русских грамотах
- Два века с половиною
- Назад тому…»
Со школьной скамьи запомнился образ
[smszamok]
этакого краснощекого старичка-бодрячка со столь необычным прозвищем. Немало был удивлен, когда узнал из «Ономастикона» С. Б. Веселовского, что Оболдуй — это реально существовавший человек: имя его было Давид, а прозвище Оболдуй — и приводится год 1573-й, когда он был конюхом Ивана IV. Служба конюха Оболдуя при царском дворе давала ему право считаться дворянином.
В этой же главе Оболт Оболдуев рассказывает дальше:
- «Прапрадед мой по матери
- Был и того древней:
- Князь Щепин с Васькой Гусевым
- (Гласит другая грамота)
- Пытал поджечь Москву,
- Казну пограбить думали,
- Да их казнили смертию,
- А было то, любезные,
- Без мала триста лет».
Однажды я приобрел сборник «Судебники XV—XVI веков», изданный в 1952 году. В него вошел и Судебник 1497 года, известный в истории как Судебник Ивана III. В комментариях к нему приводится Типографская летопись, в которой сказано: «В лето 7006 февраля князь великий Иван Васильевич посадил на княжение вноука своего князя Дмитрия Ивановича. Того же лета князь великый Иван Васильевич и околничим и всем судьям, уложил соуд судити по судебникоу Володимера Гусева писати». Читал эти строки, а в голове все время крутились некрасовские строки «пытал поджечь Москву, казну пограбить думали, да их казнили смертию». По какому-то наитию чувствовал связь между Владимиром Гусевым, упоминаемым в Типографской летописи, и некрасовским «Васькой Гусевым». Недавно мне удалось прочитать другую книгу академика С. Б. Веселовского «Исследования по истории класса служилых землевладельцев». Издана она была уже после смерти автора в 1969 году. В ней есть описания древнейших боярских и дворянских родов, среди которых называется и род Добрынских (Владимир Гусев как раз из этого рода). На 317-й странице нахожу: «Трагически окончилась жизнь Владимира. Неизвестно, на каком основании Н. М. Карамзин называет Владимира Гусева дьяком. Это не подтверждается источниками. В 1495 году Владимир в числе других родовитых детей боярских побывал в Литве, в свите, сопровождавшей княгиню Елену». (В 1494 году окончилась полной победой русских война с Литвой, длившаяся 7 лет. Иван III решил дочь свою Елену выдать за литовского великого князя Александра в расчете, что этот брак будет способствовать укреплению мира.)
Веселовский пишет о Гусеве: «В 1497 году он был замешан в дело великой княгини Софьи (Палеолог — жены Ивана III) и казнен в числе других лиц». Далее автор приводит сообщение из летописного текста: «В лето 7006, декабря, по диаволю действу и наваждению и лихих людей совету вспо-лелся князь великий Иван Васильевич на сына своего на князя Василья, да и на свою жену на великую княгиню Софию, да в той въспалке велел казнити детей боярских: Володимера Елизарова сына Гусева, да князя Ивана Палецкого Хруля, да Поярка Рунова брата, да Щавьа Скрябина сына Травина, да Федора Стромилова, диака введе-ного, да Афанасия Яропкина; казниша их на леду, главы их ссекоша».
И вот что интересно. Типографская летопись, и только что приведенная имеют одну и ту же дату: «в лето 7006». Из старого византийского летосчисления «от начала сотворения мира» перевел на счет лет, который начинается «от рождества Христова», получается 1497 год. Немаловажная деталь: новый год в те отдаленные времена начинался с 1 сентября. За что казнили Гусева? Ну что из того, что Иван III «всполелся» на жену свою и на сына своего, Василия, при чем же здесь Гусев «со товарищи»? В сообщении о казненных есть и Федор Стромилов, дьяк введеный, значит он думный дьяк, то есть дьяк, входящий в правительство самого Ивана III. В «Родословном сборнике русских дворянских фамилий» оказался и род Стромиловых. Там же нахожу «причину» казни Федора Стромилова: «Федор Стромилов, дьяк, казнен в 1497 г. за совет князю Василию Ивановичу, сыну вел. кн. Иоанна Ш, уехать из Москвы, захватить казну и погубить кн. Дмитрия Иоанновича». Внизу дается ссылка на Карамзина.
Теперь дело проясняется. Ведь Гусев упоминается в одном летописном сообщении вместе с Федором Стромиловым. В «Актах социально-экономической истории северо-восточной Руси конца XIV — начала XVI века» (том 3 под номером 161) содержится сообщение, из которого видно, что Гусев и дьяк Федор Стромилов подписали подтвердительную запись на избрание князя Василия Ивановича великим князем «Всея Руси».
Напомню суть событий тех лет. Непримиримая политическая и династическая борьба велась между внуком Ивана Ш Дмитрием и сыном Ивана II Василием. Софья Палеолог хотела видеть на престоле только своего сына Василия, а не чужого ей Дмитрия. В том, что Гусев и Стромилов были ярыми приверженцами князя Василия, видно из того, что они поставили свои подписи на избрание князя Василия великим князем «Всея Руси». И Иван III расправился с ними за эту вольность.
[/smszamok]
Среди казненных есть и Щавея. Некрасов, по-видимому, из Щавья превратил его в Щепина. (Князья Щепииы были, но к тем событиям не имели отношения.)
Сочинение! Обязательно сохрани - » НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ НАУКИ . Потом не будешь искать!