23 Июл »

М. А. Новинский (1841—1914)

Автор: Основной язык сайта | В категории: Методические материалы
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (1голосов, средний: 5,00 out of 5)
Загрузка...

ВЫ ИСКАЛИ МСТИСЛАВА НОВИНСКОГО. В метрической книге Новгородского Софийского Собора за 1841 год № 2 имеется следующая запись: «Семнадцатого февраля родился Мстислав… родители его: означенного собора священник Александр Новинский и жена его Анна Тимофеевна». Из других документов мы узнали, что у Мстислава был брат Александр и сестра Мария. Александр Новинский пытался одновременно с Мстиславом в 1870 году поступить в Медико-хирургическую академию, но в противоположность брату, который был в нее зачислен, оказался после экзаменов в списке, озаглавленном «С неудовлетворительными познаниями или не явились». Мария Новинская «обучалась повивальному искусству в Петербургском родовспомогательном заведении с 1 сентября 1875 г. по 1 сентября 1876 г.», а затем выдержала соответствующие экзамены при Медико-хирургической академии и получила «диплом, разрешающий практику».

Влюбой лаборатории, где занимаются изучением опухолей, один из важнейших объектов исследования — перевиваемые опухоли, так называемые штаммы опухолей самого различного вида. Некоторые из них поддерживаются и существуют десятки лет и давно пережили своих создателей. Перевивка опухолей стала повседневной заботой и работой экспериментатора. Впервые доказал возможность перевивать опухоли в 1875—1877 годах русский ветеринарный врач Мстислав Новинский в С.-Петербурге, в тогдашней Медико-хирургической академии, ныне Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Первое сообщение о результатах опытов М. Новинского было опубликовано по-русски и по-немецки в 1876 году. Полное же изложение его работы

[smszamok]

издано отдельно в виде диссертации на соискание ученой степени магистра ветеринарных наук в 1877 году, а также в Архиве ветеринарных наук 1877 года (кн. 2, отд. Ш, стр. 129—163). Интересно, что результаты работы Новинского были опубликованы с самого начала н в медицинских и в ветеринарных научных журналах. Можно предположить, что автор и особенно его руководители понимали общее значение этого труда.

Хотя результаты работы Новинского в свое время цитировались различными исследователями, занимавшимися изучением опухолей, и эта работа послужила отправной точкой для развития экспериментальной онкологии во всем мире, выдающееся достижение Новинского не было должным образом оценено, и в дальнейшем о нем забыли. Этому способствовало и то, что в течение длительного времени о работе и жизни М. Новинского почти ничего не было известно. Более того, не было даже известно его отчество. Лишь в 1948—1950 годах нам удалось разыскать и изучить до того неизвестные материалы о Новинском и опубликовать материалы о жизни, истоках творчества и вкладе М. А. Новинского в науку. К «поискам» М. Новинского я привлек Анну Михайловну Дядькову, мою сотрудницу по лаборатории экспериментальной онкологии еще с 30-х годов. А. М. Дядькова казалась мне особенно подходящим помощником в этом деле, так как постоянно жила в Ленинграде, по образованию была ветеринарным врачом, кандидатом ветеринарных наук, а вместе с тем экспериментатором-онкологом. В настоящее время А. М. Дядькова, доктор биологических наук, заведует одной из лабораторий в Институте онкологии имени Н. Н. Петрова в Ленинграде.

В Военно-историческом архиве мы нашли папку с «делом» № 4272 из фонда «Военно-медицинской академии» о защите диссертация М. Новинским. В ней целый ряд документов, сразу осветивших многое в его происхождении, образовании и жизни. Вот архивная копия аттестата, который начинается с таких слов: «Предъявитель сего Мстислав Новинский, Белозерского уезда, погоста Лозы, заштатного священника Александра Новинского сын, имеющий ныне от роду 25 лет, поступив из Белозерского духовного училища в сентябре 1859 года в Новогородскую духовную семинарию, обучался в ней, при способностях довольно хороших, прилежании усердном и поведении очень хорошем».

Далее в аттестате следует перечисление 27 предметов, среди которых наряду с различными отраслями богословия фигурируют также математика, история и даже сельское хозяйство, по которому поставлена отметка не «худо», и даже медицина, за которую Новинский заслужил отметку «порядочно». В том же аттестате указано, что Новинский «по окончании курса наук в июне 1867 года… причислен ко второму разряду воспитанников семинарии и уволен в епархиальное ведомство». Наконец, на том же аттестате имеется отметка о том, что «Мстислав Новинский с 1870 года 13-го ноября по»енчан… с повивальной бабкой Анной Васильевной Старорусской». Выходец из духовной среды, М. А. Новинский — типичный разночинец шестидесятых годов прошлого века, представитель тех людей, которые так много дали русской культуре, и в частности медицине. Он и его семья принадлежали не к преуспевающей части духовенства. Так к моменту рождения Мстислава его отец был священником знаменитого Софийского Собора в Новгороде, а потом оказался «заштатным священником погоста Лозы Белозерского уезда» Новгородской губернии. Причины такого понижения нам неизвестны, но совершенно ясно, что следствием его явились материальные невзгоды. Очень характерно, что сам Мстислав Новинский, получив полное, можно сказать, классическое духовное образование, никакой духовной карьеры не сделал. Более того, в ряде документов, в том числе и им лично составленных, указано, что он поступил в число студентов ветеринарного отделения Медико-хирургической академии в Петербурге «из Новгородской семинарии» 12 сентября 1870 года. Между тем из аттестата видно, что семинарию он окончил в июне 1867 года. Создается впечатление, что Новинский в личных документах умышленно не останавливается на событиях своей жизни в течение этих лет. Если бы в это время он занимал должности, доступные ему по образованию,— священника или учителя, это должно было найти отражение в его послужном списке.

Наконец, чрезвычайно характерна как для самого Мстислава Новинского, так и для ближайших ему людей — брата, сестры, жены— тяга к естественным наукам, к медицине и ветеринарии.

Немало трудностей преодолел Новинский, прежде чем добиться поступления в Медико-хирургическую академию. Через два года после поступления, в ноябре 1872 года, он был зачислен стипендиатом министерства внутренних дел. Этот факт, отмеченный в его «деле», свидетельствует об его успехах в прохождении курса и вместе с тем о его материальной необеспеченности. Эта стипендия наложила на него в дальнейшем и соответствующие обязательства. В 1874 году, в возрасте 33 лет, М. А. Новинский окончил ветеринарное отделение Медико-хирургической академии и получил звание ветеринарного врача. При этом Новинскому как «оказавшему отличные успехи в науках, засвидетельствованные отличными отметками более чем по одной трети предметов и вполне удовлетворительными в остальных предметах», был выдан диплом с отличием. Это давало ему право принять участие в конкурсе на оставление при академии для усовершенствования на 2 года. Конкурсным испытанием служило сочинение на заданвую тему, которой никто из испытуемых заранее не знал. На это сочинение отводилось 8 часов. По вскрытии конверта оказалось, что надо писать «О сибирской язве». Комиссия состояла из высокоавторитетных профессоров, в числе которых был основатель Петербургской школы патологоанатомов М. М. Руднев. В результате при академии по ветеринарному отделению были оставлены трое и в их числе — Новинский.

Первой печатной работой М. А. Новинского было «Клиническое наблюдение столбняка у лошади». Это — сообщение об одном случае излечения лошади от столбняка в результате длительного применения хлороформа.

Вторая научная статья М. А. Новинского, опубликованная в той же книге Архива ветеринарных наук, озаглавлена «К вопросу об изменении тканей конечности после перевязки седалищного нерва и о влиянии последней на заживление кожных ран». Она представляет собой итог ряда экспериментальных исследований, произведенных в зоохирургическом кабинете адъюнкт-профессора В. Е. Воронцова, ученика М. М. Руднева. Опыты были поставлены на 15 собаках и одной лошади. Автор весьма подробно описывает методику экспериментов, результаты прижизненных наблюдений я гистологического исследования хода заживления ран кожи, вызванных в эксперименте. Оказалось, что рубцевание ран на конечности с перевязанным нервом происходит быстрее, чем на контрольной, но новообразование эпителия кожи идет медленнее.

В настоящее время, через 100 с лишним лет, нельзя не отметить большого интереса и значения работ студента М. А. Новинского. Ведь вопрос о роли нервной системы в патологических процессах, в трофике н регенерации тканей остается актуальным и поныне. Эта работа свидетельствует, что М. А. Новинский в те годы был уже зрелым, серьезным, вдумчивым, разносторонне образованным исследователем-экспериментатором, хорошо владеющим современными (для него) методами гистологического исследования и умеющим подвергнуть их результаты строгому научному анализу. Экспериментально-морфологическая работа М. А. Новинского получила высокую оценку и в свое время. В протоколах конференций Медико-хирургической академии мы нашли следующую запись от 30 декабря 1874 года: «Слушали: донесение комиссии, составленное для обсуждения удостоения медалями сочинений студентов выпускного курса. Комиссия из профессоров Склифо-совского, Руднева, Эйхвальда, Равича, под председательством заслуженного профессора Здекауера, рассмотрев эти сочинения, пришла к следующему единогласному заключению: по ветеринарному отделению может быть удостоен золотой медали Новинский М. за сочинение «К вопросу об изменении тканей конечности после перерезки седалищного нерва и о влиянии последнего на заживление кожных ран».

Высшее ветеринарное образование получено, выполнена крупная научно-исследовательская работа, нашедшая признание, экзамены на оставление при академии выдержаны, золотая медаль академия открывает широкую дорогу в научное будущее, и М. А. Новинский приступает к систематической научной деятельности, плодом которой должна явиться диссертация на степень магистра ветеринарных наук. Эту работу, как и предыдущую, он проводит в зоохирурги-ческом кабинете профессора В. Е. Воронцова.

Для того чтобы представить себе, в какую научную среду попадает М. А. Новинский, достаточно напомнить, что в то время в Медико-хирургической академии, и в частности в ветеринарном ее отделении, работали выдающиеся деятели медицины. В списке членов конференции (Ученого совета), рассматривавшей к утверждению в 1877 году диссертацию М. А. Новинского, можно прочесть фамилии терапевтов С. П. Боткина и В. А. Манассеина, хирурга Н. В. Склифософского, патологоанатома М. М- Руднева, анатома В. Д. Грубера, химика А. П. Бородина, гистолога О. Н. Заварыкина и др. Следует обратить особенное внимание на фигуру М. М. Руднева, основателя петербургской школы патологоанатомов, который читал курс не только студентам-медикам, но и студентам-ветеринарам. М. М. Руднев с 1870 по 1876 год издавал «Журнал для нормальной и патологической гистология, фармакология я клинической медицины», ставший научным центром отечественной патологии. Мы внимательно рассмотрели все 10 томов этого журнала — анализ помещенных в них статей дает яркую картину состояния отечественной науки того времени и, в частности, учения об опухолях. Прямым учеником Руднева был В. Е. Воронцов, ставший непосредственным руководителем работ М. А. Новинского. Он давно уже обратил внимание на М. А. Новинского и еще в 1875 году рекомендовал его в качестве будущего профессора на совещании препода, вателей ветеринарного отделения Медико-хирургической академии. В. Е. Воронцов был видным деятелем русской ветеринарии, и сведения о нем мы нашли в ряде изданий конца прошлого и начала нынешнего века. Для Новинского Воронцов был не только руководителем, но и другом, а по возрасту — сверстником и товарищем.

Изучение опухолей было одной из излюбленных областей исследования в школе Руднева. Уже в 1870 году М. М. Руднев обосновал теоретические предпосылки и необходимые условия постановки опытов по искусственному прививанию рака. Для успеха эксперимента трансплантации опухолей, по М. М. Рудневу, следовало переносить живые и молодые клетки опухолей на здоровых животных того же вида.

М. М. Руднев предполагал, по-видимому, сам заняться экспериментальной прививкой рака, так как в статье «Общая гистология раковых новообразований» (1870) мельком указывается, что в его распоряжения имеется собака со злокачественной опухолью грудной железы, которая может послужить для экспериментов прививания рака. Ученик Руднева — Бурцев в 1875 году, заканчивая приват-доцентскую лекцию, также специально остановился на необходимости эксперимента как решающего фактора в изучении рака.

[/smszamok]

Идея эксперимента с перевивкой опухолей с одних животных на других в определенных условиях была выношена в школе Руднева в течение ряда лет. Однако выполнение такого рода опытов оказалось не простым делом. Для их осуществления требовалось достаточное количество животных со спонтанными опухолями и здоровых животных для прививки. Не исключено, что имели место неудавшиеся опыты самого Руднева или его учеников, на результаты которых мы не нашли указаний ни в каких опубликованных работах. Наконец, должен был найтись такой преданный делу научный работник, который, владея методом гистологического исследования, был бы в то же время уже достаточно квалифицированным экспериментатором, чтобы выполнить намеченную М. М. Рудневым программу. Таким человеком и явился М. А. Новинский.

Сочинение! Обязательно сохрани - » М. А. Новинский (1841—1914) . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015