Крупнейшие русские писатели ХХ ст.
Автор: Основной язык сайта | В категории: Хрестоматия и критика
Михаил Александрович Шолохов (род. в 1905 году) — выдающийся писатель, создавший произведения огромного эпического звучания. В его творчестве нашла отражение и тема детства. Уже в первых сборниках рассказов («Донские рассказы», 1926, «Лазоревая степь», 1931), показывая сложный, часто трагический путь казачества к новой жизни, писатель изображает участие детей в борьбе взрослых. В 1964 году издательство «Детская литература» выпустило отдельным сборником «Донские рассказы». Для детского чтения отобраны в этом издании рассказы «Пастух», «Нахаленок», «Родинка», «Продкомиссар» и другие. Рассказы Шолохова, в которых действуют дети и подростки, принадлежат по художественной завершенности к лучшим среди ранних произведений писателя. Они способствовали развитию темы детства в его последующих книгах. К числу самых сильных но драматическому накалу сцен относятся эпизоды из романа «Тихий Дон», рисующие детей Григория Мелехова, последнюю встречу героя с сыном.
С мягким лиризмом описывает Шолохов в романе «Поднятая целина» встречи Давыдова с ребятами в школе, разговор с Федоткой Ушаковым, мечту двадцатипятитысячника-коммуниста о счастливой жизни для ребят.
В период Великой Отечественной войны Шолохов рассказывает о людях. Это лейтенант Герасимов из рассказа [smszamok]«Наука ненависти», это Звягинцев, Стрельцов, Лоиахии из романа «Они сражались за Родину». С горечью говорит писатель о страданиях, выпавших на долю детей в период войны. Эта тема находит отражение и в рассказе «Судьба человека», написанном в послевоенный период (1956). Однако трагическое в рассказе не подавляет оптимистического звучания финала произведения: Ваня, осиротевший в годы войны, обретает отца в Андрее Соколове, который тоже перенес тяжелейшие испытания.
Александр Александрович Фадеев (1901 —1956)—крупнейший советский писатель, с юношеских лет связавший свою судьбу с борьбой за Советскую власть сначала партизанской деятельностью, потом литературной. В его романах «Разгром», «Последний из удэге», «Молодая гвардия» показаны люди, готовые на подвиг и самопожертвование во имя народа и его партии, во имя новой жизни. Левинсон, Метелица, Морозка из «Разгрома», Алеша Маленький, Петр Сурков из романа «Последний из удэге», герои-краснодонцы из «Молодой гвардии» с удивительной полнотой отражают основные черты, характерные для разных поколений русских людей, объединенных созидательным, творческим началом.
В чтении школьников давно заняли достойное место отдельные главы и эпизоды из произведений Фадеева, рассказывающие о подвиге Метелицы и его героической гибели, о силе характера Левинсона, о горячей преданности делу революции Морозки, о детстве и юности Олега Кошевого, Сережи Тюленина, Ули Громовой. Особенно часто издается для детей глава «Разведка Метелицы» («Разгром»). О героях Краснодона рассказывает глава «Сашко» из романа «Молодая гвардия», изданная для младших школьников. Сашко— «щуплый мальчик с серьезными глазами взрослого человека». Он был знаменитым проводником, который в течение пяти месяцев оккупации проводил через вражеские укрепления советских людей. Фадеев подчеркивает «жесткую, недетскую улыбку», чувство собственного достоинства и сдержанность этого подростка, с которым встретилась Катя Проценко, когда ждала партизан у речки Камышиной. Герои произведений Фадеева воспитывают у юных читателей любовь к Родине, самоотверженность и героизм.
Николай Алексеевич Островский (1904— 1936) и в писательской деятельности своей оказался ведущим вперед новые и новые поколения советских людей. До сих пор имя его героя Павла Корчагина («Как закалялась сталь») звучит как призыв к подвигу во имя людей. В характере Павки писатель подчеркивает черты активного мужества, проявившиеся с детства в стремлении бороться против несправедливости и когда он работает в буфете, и когда освобождает арестованного Жух-рая, и когда смело ведет себя на допросе. Островский показывает, что Корчагин неизбежно должен был включиться в революционную борьбу. Эпизоды детства и отрочества Павла Корчагина имеют большое воспитательное значение, они помогают представить процесс формирования героя.
«…Мне кажется, что во всей советской литературе нет пока что другого такого же пленительного по своей чистоте и в то же время такого жизненного образа», — писал А. Фадеев. Писатель рассказывает о том, как революционная борьба объединяет людей разного возраста, как в нее включаются и дети. Многие эпизоды романов Островского могут быть использованы для расширения круга чтения в начальной школе: изображение детства Павки Корчагина, Сережки Брузжака и Климки, сцены боевых и трудовых подвигов комсомольцев, показ борьбы рабочих-коммунистов и революционно настроенной молодежи Польши с белополяками за свободу народа.
Леонид Максимович Леонов (род. в 1899 году) —один из ведущих писателей. Творчество его пользуется широкой и заслуженной известностью. Знакомство подрастающего поколения с произведениями Леонова помогает ему лучше понять основное моменты становления характера советского человека, главнее вехи развития социалистического общества. Отдельные главы из романа «Сотъ», показывающие новое отношение в Советской стране к детям, изменение взаимоотношений людей в процессе созидательной деятельности, дают возможность представить первые этапы социалистического преобразования общества. Главный герой романа «Соть» Увадьев по-большевистски относится к молодежи; он верит в большое творческое будущее деревенских комсомольцев и ребят, подрастающих в период борьбы за Сотьстрой с замаскировавшимися врагами, кулаками, монахами. В созданном в 30-е годы романе «Дорога на океан» писатель на первый план выдвигает новые характеры героев, устремленных в будущее. Отдельные эпизоды из романа, рисующие внутренний мир старого большевика Курилова, или глава, посвященная рассказу о жизни людей на земле после победы коммунизма, идейно-эстетически обогащают подрастающего читателя.
Леонов — писатель, создающий образцы глубокого психологического анализа в произведениях. Особенно много материала, ценного для расширения круга чтения детей, содержится в романе «Русский лес», произведении многоплановом, охватывающем важнейшие периоды жизни России. Истоки концепции автора «Русского леса» берут начало в традициях русского народного творчества. Истинно народные интонации ощущаются в портретных зарисовках «рукастого, большеротого» Демидки и Ивана, которому давались сами птенцы и гусеницы, словно знали, что «от него им не будет вреда».
Тонкие психологические наблюдения делает писатель, обращаясь к так называемой «памяти детства» одного из любимых своих героев Ивана Вихрова:
«Похороны отца запомнились семилетнему мальчику как выдающийся праздник детства. Начать с того, что, смягчившись ради данного случая, Золотухин подарил ему было целый гривенник и тут же отпустил на указанную сумму мятных пряников, а кто победней, те норовили хоть мимоходным прикосновением приласкать сироту. С этого счастливого дня, озаренного какой-то неугасимой радостью бытия, начинала действовать самостоятельно память Ивана Матвеевича». В духе лучших традиций народного творчества и классической русской литературы звучат сцены открытия родничка истока Склани, первого притока Енги, когда «волнение искателя» помогло Ивану понять, что они с Демидкой нашли сокровище, с которым не сравниться никакому другому, сокровище, на охрану которого поставлено все достояние огромного государства.
[/smszamok]
Основная тема романа не снижается от «переключения» в «детские» воспоминания героя. Быт, повседневность, природа вторгаются в детские мечты, в детскую жизнь. Народ — природа— детство. Природа одушевляется, олицетворяется автором. Она активно присутствует во всем: и когда речь идет о судьбе старшего и младшего поколений, изображенных в романе, и в сценах, связанных с детством Ивана на Облоге, и в воспоминаниях Сережи и Поли, и в период войны, когда природа, как мать, готова укрыть своих детей. Изображение детства в романе Леонова исполнено большой эстетической и общественной значимости.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Крупнейшие русские писатели ХХ ст. . Потом не будешь искать!