Крещение Руси X —XII веках
Автор: Основной язык сайта | В категории: Методические материалы
Первенство княжеской власти в X —XII вв. отразилось и в культе святых. Не случайно первыми общерусскими святыми стали князья Борис и Глеб — братья Ярослава Мудрого, погибшие в междоусобной княжеской борьбе и канонизированные в 1072 г. Церковь лишь зафиксировала «нетленность» и «чудодейственность» мощей. Да и рассматривались первые русские святые как «небесные» заступники княжеской власти, а впоследствии и всей Руси, находящейся под властью самодержца.
В период феодальной раздробленности на Руси в каждой из «отчин» формировался особый пантеон. Епископы, находившиеся в прямой зависимости от своих князей, поддерживали их притязания на власть и даже обожествление. Князья самолично определяли «необходимость» канонизации тех или иных деятелей, которые становились
пятыми патронами». Во Владимире канонизируется 1 и ксандр Невский, в Суздале — княгиня Евфросиния, Твери князь Михаил. Эта практика распространяется и пи Чернигов, и Рязань, и Муром, и Ярославль, и Псков, и Новгород… О «подвигах» одного из святых — Михаила Тверского — в многотомной «Истории русской церкви» митрополита Макария читаем: «пожег весь город (речь идет о военном походе на Торжок.— Авт.), и была великая пагуба христианам: одни погорели в своих дворах над (поим имуществом, другие бежали в церковь св. Спаса и там или сгорели, или задохлись от пламени, третьи бежали от огня к реке Тверце и потонули. Добрые жены и девицы, иноки и чернецы, которых тверитяне обдирали до последней наготы,— чего не делают и поганые,— те от срамоты и беды потопились в воде. Бесчисленное множество мужей и жен отведено в плен, св. церкви пожжены, город весь опустел. Трупами людей убитых, огнем сожженных и утопших наполнены пять скудельниц (общая могила.— Авт.)».
В XIII—XIV вв. в связи с возникновением все новых и новых монашеских обителей причисляются к лику святых и представители церкви — основатели наиболее древних и почитаемых монастырей. Каждый монастырь, имея теперь своего «заступника», стремился обзавестись «чудодейственными» мощами или иконой святого, чтобы привлечь как можно большее число паломников.
К XVI в. на Руси насчитывалось уже более 60 местно-чтимых и 5 общечтимых святых. Образование централизованного государства повлекло за собой и централизацию культа святых, возникла традиция общерусской канонизации святых на соборах русской церкви. Систематический характер она приобрела в середине XVI в. и связана с именами Ивана Грозного и митрополита Московского и всея Руси Макария. «Обретено» было 50 новых общерусских святых. При этом в их состав уже не вошли многие мест-ночтимые удельные князья, а приоритет отдавался лицам из монашеской среды. Тем самым культ святых «помогал» централизации политической власти в руках Москвы.
И в последующие века самодержавие использовало канонизацию в политических целях. За первые семнадцать лет XX в. было канонизировано святых больше, чем за два предыдущих столетия. Николай II и его окружение искали опору в культе святых, рассматривая его в качестве испытанного средства для укрепления царской власти и повышения авторитета церкви. Торжества в честь новых святых рассматривались как «предохранительный клапан» в условиях нарастания недовольства народных масс, роста революционного движения, позволяющий переключить внимание, прежде всего крестьянских масс, на духовно-религиозные проблемы, подогреть религиозные чувства. Посмотрим, кто же был причислен к святым:
- 1903 г.— иеромонах Серафим Саровский 1909 г.— княгиня’Анна Кашинская 1911 г.— епископ Иоасаф Белгородский
- г.— патриарх Гермоген
- г.— епископ Питирим Тамбовский 1916 г.— митрополит Иоанн Тобольский.
Как видим, за исключением Анны Кашинской, вновь прославленные святые — представители церкви. Все они при жизни проявили себя ревностными защитниками самодержавия, сторонниками «крепкого единения» церкви и государства. Посредством их почитания делалась попытка оживить монархические настроения в народных массах, укрепить иллюзию о «царе-заступнике» народа. Синод, извещая о прославлении Серафима Саровского, надеялся, что верующие «примут сие явление нового заступника и чудотворца яко новое благословление на царствование августейшего монарха». О патриархе Гермогене, объявленном покровителем царского дома, известный монархист И. Восторгов писал: «Он служил царям и верен был им, как власти от бога: не отвращался от них, когда видел их недостатки… Это был монархист не за страх, не за корысть, В за любовь и совесть». Скандально поспешными были торжества в честь епископов Иоасафа Белгородского и Пи-тирима Тамбовского, а митрополит Иоанн Тобольский попал в святцы по протекции известного авантюриста Григория Распутина, пожелавшего видеть среди русских святых своего земляка.
Итак, основная часть русских святых — лица монашеского звания: руководители и основатели монастырей; всякого рода «подвижники», «молчальники», «затворники» и т. п.; представители высшей церковной иерархии. К ним добавляются выходцы из княжеских родов и царских фамилий, то есть в пантеоне святых мы видим представителей того же класса, что правил и на земле. Это свидетельствует о стремлении использовать культ святых в политических целях, в достижении господства церкви в духовной жизни общества. Следовательно, объявление тех или иных лиц святыми имело весьма «земные», а не «сверхъестественные» причины, как об этом любят говорить современные богословы. И еще, вся история формирования культа русских святых не дает оснований говорить об их «народности», все святые заносились в святцы в угоду светским и духовным властям, все они ни в коей мере не представляли народные массы.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Крещение Руси X —XII веках . Потом не будешь искать!