28 Сен »

Как устроен наш язык

Автор: Основной язык сайта | В категории: Задания по русскому языку
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

В книге занимательно рассказано о теоретических проблемах лингвистики. Описывая язык как систему взаимосвязанных элементов, автор обращает внимание на сложность этой системы и на ее историческое развитие. Попутно затрагиваются в новом для учащихся теоретическом освещении вопросы фонетики, лексики, грамматики, стилистики. Печатаем вступительную главку этой книги, названную автором «Первое обращение к читателю». Думается, что, ознакомившись с ней, читатели захотят прочитать эту книгу полностью — «стать путешественниками в мир современной науки о языке».

Л. САХАРНЫЙ.

Эта книга не учебник по введению в языковедение. В ней нет систематического изложения учебного материала: ни того, который «проходят» школьники, ни того, который изучают студенты-языковеды. И все же эта книга — введение в современную науку о языке, в том смысле, что в ней сделана попытка приоткрыть   дверь   в

творческую лабораторию ученых и ввести не искушенного в лингвистике читателя в круг проблем, которые волнуют современных языковедов. Впрочем, только ли современных? Ведь вопросы о том, что такое наш язык, как он устроен, как связан с мыслью, почему на одном и том же языке одни говорят хорошо, а другие — плохо,— это вечные вопросы, которые волновали ученых и много столетий назад. И, конечно, было бы нелепо утверждать, что на них совсем не было ответов. Однако, оставаясь «вечными», эти вопросы по-особому звучат сегодня, да и сама лингвистика, оставаясь одной из самых древних наук, сегодня оказывается и одной из самых молодых. Она стремится к все более глубокому и точному выяснению закономерностей одного из самых удивительных созданий человека — нашего языка. Штурмуя тайны «устройства» языка, лингвистика стремится использовать все доступные ей идеи и методы современной науки — философии и математики, психологии и истории, логики и географии, физики и медицины. В этой книге делается попытка развеять весьма распространенный миф о том, что в лингвистике «все уже открыто».

—        Почему в Архангельске, Перми, Орле говорят по-русски не так, как в Москве?

—        Почему мы понимаем, что стул — это не табуретка?

—        Почему…

Впрочем, наверное, пока довольно. И еще один простой вопрос:

—        Что такое язык?

Обычно отвечают:

—        Орудие мышления и средство общения.

Но ведь это — определение языка по функциям. А как оно «выглядит», это орудие, это средство? Что оно собой представляет? Каково     его     «устройство»?

Вопрос тоже оказывается не так прост. Для ответа на него строились разные теории — и правдоподобные   и   на первый взгляд совершенно фантасти чес кие. По-видимому, именно к последним следует отнести и одну из наиболее популярных сегодня теорий —

теорию,          определяющую язык как особого рода систему знаков (правда, некоторые ученые с этой теорией не согласны). Как теория, опирающаяся на факты, она многое объясняет нам в устройстве языка, и в этом ее бесспорное значение для современной науки. Но в то же время многое в языке остается за пределами объяснений знаковой теории, что вызывает и критику такого подхода к языку и поиск других подходов.

При этом, что особенно существенно для современной науки, исследования языка с разных точек   зрения не противоречат друг ДРУГУ. а скорее взаимно дополняют друг друга, обогащая наше понимание языка, его сущности и развития. Для изучения такого сложного явления, как язык, разные подходы к нему просто необходимы.

Сднако прежде чем рассуждать о достоинствах и недостатках разных подходов к языку, не лучше ли прямо изложить их основные положения, тем более что эти положения порой элементарны и естественны, а порой необычны, даже парадоксальны. А главное, хотя многие из них уже давно закрепились в науке, они мало известны неспециалистам.

Итак, приглашаю вас стать путешественниками в мир современной науки о языке.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Как устроен наш язык . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015