В книге занимательно рассказано о теоретических проблемах лингвистики. Описывая язык как систему взаимосвязанных элементов, автор обращает внимание на сложность этой системы и на ее историческое развитие. Попутно затрагиваются в новом для учащихся теоретическом освещении вопросы фонетики, лексики, грамматики, стилистики. Печатаем вступительную главку этой книги, названную автором «Первое обращение к читателю». Думается, что, ознакомившись с ней, читатели захотят прочитать эту книгу полностью — «стать путешественниками в мир современной науки о языке».
Л. САХАРНЫЙ.
Эта книга не учебник по введению в языковедение. В ней нет систематического изложения учебного материала: ни того, который «проходят» школьники, ни того, который изучают студенты-языковеды. И все же эта книга — введение в современную науку о языке, в том смысле, что в ней сделана попытка приоткрыть дверь в
творческую лабораторию ученых и ввести не искушенного в лингвистике читателя в круг проблем, которые волнуют современных языковедов. Впрочем, только ли современных? Ведь вопросы о том, что такое наш язык, как он устроен, как связан с мыслью, почему на одном и том же языке одни говорят хорошо, а другие — плохо,— это вечные вопросы, которые волновали ученых и много столетий назад. И, конечно, было бы нелепо утверждать, что на них совсем не было ответов. Однако, оставаясь «вечными», эти вопросы по-особому звучат сегодня, да и сама лингвистика, оставаясь одной из самых древних наук, сегодня оказывается и одной из самых молодых. Она стремится к все более глубокому и точному выяснению закономерностей одного из самых удивительных созданий человека — нашего языка. Штурмуя тайны «устройства» языка, лингвистика стремится использовать все доступные ей идеи и методы современной науки — философии и математики, психологии и истории, логики и географии, физики и медицины. В этой книге делается попытка развеять весьма распространенный миф о том, что в лингвистике «все уже открыто».
— Почему в Архангельске, Перми, Орле говорят по-русски не так, как в Москве?
— Почему мы понимаем, что стул — это не табуретка?
— Почему…
Впрочем, наверное, пока довольно. И еще один простой вопрос:
— Что такое язык?
Обычно отвечают:
— Орудие мышления и средство общения.
Но ведь это — определение языка по функциям. А как оно «выглядит», это орудие, это средство? Что оно собой представляет? Каково его «устройство»?
Вопрос тоже оказывается не так прост. Для ответа на него строились разные теории — и правдоподобные и на первый взгляд совершенно фантасти чес кие. По-видимому, именно к последним следует отнести и одну из наиболее популярных сегодня теорий —
теорию, определяющую язык как особого рода систему знаков (правда, некоторые ученые с этой теорией не согласны). Как теория, опирающаяся на факты, она многое объясняет нам в устройстве языка, и в этом ее бесспорное значение для современной науки. Но в то же время многое в языке остается за пределами объяснений знаковой теории, что вызывает и критику такого подхода к языку и поиск других подходов.
При этом, что особенно существенно для современной науки, исследования языка с разных точек зрения не противоречат друг ДРУГУ. а скорее взаимно дополняют друг друга, обогащая наше понимание языка, его сущности и развития. Для изучения такого сложного явления, как язык, разные подходы к нему просто необходимы.
Сднако прежде чем рассуждать о достоинствах и недостатках разных подходов к языку, не лучше ли прямо изложить их основные положения, тем более что эти положения порой элементарны и естественны, а порой необычны, даже парадоксальны. А главное, хотя многие из них уже давно закрепились в науке, они мало известны неспециалистам.
Итак, приглашаю вас стать путешественниками в мир современной науки о языке.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Как устроен наш язык . Потом не будешь искать!