Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Автор: Основной язык сайта | В категории: Примеры сочинений
«Кому на Руси жить хорошо» является поэмой эпопеей. В центре ее изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена помешала смерть поэта. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году рассчитывай, в какой земле угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей зем ли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоскабеда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред рассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием
тех мест, откуда родом крестьяне правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, с горечью восклицает поэт, дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!» Как и прежде , крестьяне люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин,
Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробуди лась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
-
- Не надо мне ни серебра,
- Ни золота, а дай Господь,
- Чтоб землякам моим
- И каждому крестьянину
- Жилось вольготно, весело
- На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
-
- У каждого крестьянина
- Душа, что туча черная,
- Гневна, грозна и надо бы
- Громам греметь оттудова,
- Кровавым лить дождям,
- А все вином кончается.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писа рем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает
жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельству ет о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.
Но лишь в главе «Савелий богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцемуправляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бун тари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье по ведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
-
- Рать поднимается
- Неисчислимая,
- Сила в ней скажется
- Несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся об
разная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В
этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумелтаки отомстить своему барину обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы. Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Потом не будешь искать!