19 Дек »

Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Автор: Основной язык сайта | В категории: Примеры сочинений
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (1голосов, средний: 1,00 out of 5)
Загрузка...

«Кому на Руси жить хорошо» является поэмой эпопеей.  В  центре ее  изображение пореформенной России.  Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь.  Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои:  от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена  помешала смерть поэта. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: «Кому на Руси жить хорошо»  проблема счастья. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году  рассчитывай, в какой земле угадывай». Но не трудно понять,  о каком периоде говорит Некрасов.  Поэт имеет  ввиду  реформу 1861 года,  по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей зем ли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить  дальше,  о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства,  которого «тоскабеда измучила» звучит  с особой силой в песне,  названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не смягчает красок,  показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред рассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием

тех мест, откуда родом крестьяне правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость,  деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово,  Неелово.  В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная,  голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье,  с горечью восклицает поэт, дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!» Как и прежде , крестьяне  люди «досыта не едавшие,  несолоно хлебавшие».  Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем  крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием.  В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов,  холопов вроде Якова, Глеба,  Сидора,  Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность,  способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это  Матрена Тимофеевна,  богатырь Савелий,  Яким Нагой,  Ермил Гирин,

Агап Петров,  староста Влас,  семь правдоискателей и другие. У каждого из  них своя задача в жизни,  своя причина «искать правду»,  но не все они вместе свидетельствуют о том,  что крестьянская Русь уже  пробуди лась,  ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

 

  •  
    • Не надо мне ни серебра,
    • Ни золота, а дай Господь,
    • Чтоб землякам моим
    • И каждому крестьянину
    • Жилось вольготно, весело
    • На всей святой Руси!

 

В Якиме  Нагом  представлен  своеобразный  характер  народного правдолюбца,  крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью,  как и все крестьянство.  Но он отличается непокорным  нравом.  Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

 

  •  
    • У каждого крестьянина
    • Душа, что туча черная,
    • Гневна, грозна  и надо бы
    • Громам греметь оттудова,
    • Кровавым лить дождям,
    • А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин.  Грамотный мужик,  он служил писа рем,  прославился на всю округу справедливостью,  умом и  бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность.  Однако Некрасов не  делает  из  него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны,  а затем в порыве раскаяния чуть не  кончает

жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельству ет о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Но лишь в главе «Савелий  богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда,  расправа с немцемуправляющим носит пока стихийный  характер,  но такова была действительность крепостного общества.  Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян  помещиками и управляющими их имений.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бун тари,  такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье по ведение  говорит о пробуждающимся сознании крестьянства,  о накипающем протесте его против угнетения.  Некрасов писал  об  угнетенном  народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

  •  
    • Рать поднимается
    • Неисчислимая,
    • Сила в ней скажется
    • Несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема,  многогранна,  вся об

разная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В

этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну,  прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания,  например, «холопа примерного Якова верного», который сумелтаки отомстить своему барину обидчику,  и работящих крестьян  из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным,  притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы. Все эти образы,  даже эпизодические,  создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале,  создает впечатление русской народной песни,  исполняемой  на многие голоса.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015