Изменения политического курса русского православия
Автор: Основной язык сайта | В категории: Методические материалы
Были ли канонизированы в русской православной церкви новые святые после 1917 г. После победы Великой Октябрьской социалистической революции русская православная церковь заняла неприкрыто антинародные позиции, явилась центром контрреволюционных настроений и действий. Заседавший в 1917 — 1918 гг. в Москве Поместный собор русской православной церкви продолжил процесс канонизации новых святых. Канонизированы были два иерарха церкви: митрополит Астраханский Иосиф и епископ Иркутский Софроний. Почему же именно они были объявлены образцами для верующих в это время? Поближе познакомимся с их жизнью.
В житийной справке митрополита Иосифа Астраханского говорится, что «земная жизнь» этого иерарха оборвалась 11 мая 1671 г. в Астрахани. Что же это за дата? Это время Крестьянской войны под руководством Степана Разина, в которой народные массы выступали и против духовных феодалов. Когда войска Степана Разина подошли к Астрахани, то митрополит Иосиф именем бога призывал горожан не впускать крестьянские войска, бороться против «антихристов», не подчинившихся царской воле, призывал к жестокой расправе с «бунтовщиками», «врагами православия» и «изменниками веры отцов». Восставшие сбросили этого адепта царизма со стен Астраханского кремля. Современные же богословы умалчивают о действительных причинах смерти первого митрополита Астраханского. В Настольной книге священнослужителя читаем: «11 мая 1672 года, во время восстания горожан, святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани». Впоследствии останки святителя были захоронены в Астраханском соборе и на протяжении столетий распространялся миф о чудотворениях, якобы совершавшихся при «помощи» этих святых мощей.
Второй новоявленный святой — епископ Иркутский Софроний (1704 —1771) — был ничем не выделявшимся из многих архиереев XVIII в. иерархом, более 20 лет занимавшим кафедру в Сибири. Что же нашли в деятельности этого человека достойным для причисления к лику святых иерархи православной церкви в 1918 г.? Обратимся вновь к истории. 50—70-е гг. XVIII в. были временем усиления крепостной зависимости русского крестьянства и расширения прав помещиков, которые отныне могли своевольно ссылать их на поселение в Сибирь за малейшую провинность и даже без таковой, отправлять их на каторгу. Установлен был запрет под угрозой самых строгих наказаний жаловаться крестьянам на своих господ. В эти годы крепостнические порядки распространялись и за Урал, ужесточались формы закабаления малых народностей Сибири, самодержавие пыталось укрепить свои позиции и в этом когда-то вольном крае. Православной церкви предоставлялось право проведения здесь самой широкой и разнообразной миссионерской деятельности, обращения «инородцев» в православие. Миссионер епископ Софроний, служа верой и правдой самодержавию, воздействовал на народные массы традиционными для церкви методами: где силой, где уговорами и посулами, обманом и шантажом. Вот эти «заслуги» и признавались за ним. Зато в материалах, представленных на Поместный собор, епископ Софроний описывается как «любвеобильный пастырь и милостивый отец», «сиявший подвигами аскетизма». Сообщалось, что зафиксировано было 65 случаев чудес, происшедших возле нетленных останков Софрония. Хотя в апреле 1917 г. гробница — рака, где почивали мощи святителя, сгорела, это не остановило соборную комиссию, представлявшую материалы о канонизации на заседание собора.
Итак, Поместный собор русской православной церкви, работавший в условиях, когда молодая Советская власть напрягала все силы для борьбы с контрреволюцией, причислил в апреле 1918 г. к лику святых активных крепостников, тем самым демонстрируя свое отношение к новым политическим условиям в России, показал верующим массам, кто для церкви является верным сыном православия и отечества, призывая следовать их примеру. Немаловажно подчеркнуть, что против Советской власти «действовала» и география земной деятельности этих святых. Ведь и в Сибири, и в Астраханском крае складывалась чрезвычайно сложная обстановка, и фигуры новоявленных святых становились знаменем контрреволюции в этих регионах.
Следует еще иметь в виду, что Поместный собор восстановил общецерковное празднование дня памяти всем русским святым, ранее носившее местный характер. Учитывая, что абсолютное их большинство, как мы видим, представители господствующих классов, празднование этого дня тоже несло в себе лишь слегка завуалированный контрреволюционный смысл.
В 20—30-х гг. в условиях дестабилизации православного церковного института, кризиса религии в социалистическом обществе русское православие вынуждено было не столь широко пропагандировать культ святых. К тому же в обновленческом движении, захлестнувшем православие, было достаточно широко распространено мнение о необходимости пересмотра обоснованности причисления к лику святых тех лиц, за которыми стояло самодержавие; раздавались и упреки в чрезмерности распространения культа мощей. И еще, немаловажное значение имели скандальные разоблачения культа мощей «святых угодников» в ходе массового их вскрытия, проводимого по требованию верующих. Оказалось, что вместо «благоухающих, исцеляющих, нетленных останков» святых в золотых и серебряных раках сохранились груды рухляди, истлевшие кости. Вот, например, что обнаружили в гробнице особо почитаемого святого Сергия Радонежского: «Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения — русо-рыжеватые волосы». А в раке недавно причисленного к святым епископа Тамбовского Пи-тирима: «металлическая кукла, ящик — футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека…» По мере нормализации отношений русской православном церкви с Советским государством, изменения социально политического курса русского православия постепенно «нозпращается» и культ святых. В годы Великой Отечественной войны церковь пропагандирует тех святых, чью деятельность православие традиционно связывает с защитой Отечества, борьбой с иностранными завоевателями. Много шпорилось в проповедях, писалось в церковной периодике о Сергии Радонежском, патриархе Гермогене. Совсем не случайно танковой колонне и авиаэскадрилье, построенным на собранные среди верующих деньги и переданным Советской Армии, присвоены были имена Александра Невского и Дмитрия Донского. Последний хотя и не был причислен к сонму общерусских святых, но почитается как «князь-воин», давший образец любви к ближним и отечеству.
В послевоенное время процесс объявления новых святых набирает силу. В 60 — 70-х гг. нынешнего столетия канонизированы еще три человека: митрополит Московский Иннокентий, архиепископ Японский Николай и архиепископ Харьковский Мелетий. Митрополит Иннокентий сорок пять лет занимался миссионерской деятельностью в Якутии и Хабаровском крае, на Камчатке, Алеутских островах и в Северной Америке, где заслужил звание апостола Америки. Архиепископ Николай явился фактическим основателем японской православной церкви, большая часть его жизни, с 1861 по 1912 г., прошла в Японии. Его почитание в качестве «молитвенника и праведника» началось почти сразу же после смерти. В месяцеслов русской православной церкви включены некоторые святые, «прославленные» другими православными церквами: солдат Иоанн Русский (элладская церковь), монах Герман Аляскинский (американская православная церковь), епископ Богемский Горазд (сербская церковь).
Вопрос о канонизации новых святых стал одним из основных в деятельности русской православной церкви в преддверии тысячелетия «крещения Руси». В составе Юбилейной комиссии работала специальная группа историков и богословов, которые скрупулезно исследовали историко-церковный и иной материал о жизни и деятельности кандидатов на канонизацию. В их числе уже в начале 80-х гг. назывались Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим Грек. На поместном соборе, состоявшемся 6 — 9 июня 1988 г. в Троице-Сергиевой лавре, кроме вышеназванных лиц к лику святых были причислены митрополит Московский Макарий, преподобный Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, епископ Кавказский Игна-, тий (Брянчанинов), преподобный Амвросий (Гренков), епископ Тамбовский Феофан (Говоров).
К 1000-летию «крещения Руси» утверждены новые церковные ордена, которые носят имена Андрея Первозванного, княгини Ольги и московского князя Даниила. О последнем сегодня церковь говорит много и охотно, особенно в связи с восстановлением Данилова монастыря. Здесь уже покоятся и мощи святого, переданные в 1986 г. в дар митрополитом Феодосией — главой православной церкви в Америке, проводятся торжественные службы, стекаются почитатели заслуг основателя этого монастыря.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Изменения политического курса русского православия . Потом не будешь искать!