«Книга — светоч сердца… цветущий луг, кладовая памяти, жизнь воспоминаний»,— сказал один из просветителей XIV века. И действительно, о книге сказано много восторженных, ярких, эмоциональных слов. Но алмазные россыпи этих мудрых мыслей рассеяны. В «Слове о книге» они собраны, систематизированы, исследованы. В чем же секрет популярности этого издания, увидевшего свет уже в четвертый раз?
Дело в том, что составитель не ограничивает своих задач отбором и систематизацией высказывании на заявленную тему, он подводит нас к новому, не вполне ординарному пониманию самого понятия «книга». Под словом «книга» читатель, как правило, понимает лишь сам текст, забывая, что привычный предмет—книга — является плодом многовековой эволюции и усилий многих людей.
В самой структуре этого изящно оформленного сборника отражена история развития книжного дела, различное отношение к книге в разные эпохи, и многие аспекты восприятия книги, и этапы ее создания — от рукописи к тиражу, от авторского замысла к читателю. Не случайно составитель, автор предисловия и введений к главам — один из старейших советских книгоиздателей, отдавший почти полвека работе с книгой. В сборнике не только щедро, разнообразно и со вкусом подобранные изречения, в нем — история книжного дела и его современные проблемы, поданные без дидактики, но очень убедительно, выпукло и наглядно. Сложные аспекты общения с книгой — автора, издателя, библиотекаря, читателя, собирателя воспринимаются здесь как цельный, логически развивающийся текст. Сборник состоит из предисловия и семи глав, каждой из которых предпослано введение. Вводная статья к первому разделу содержит краткий очерк истории книгопечатного дела от рукописных манускриптов и первопечатных книг И. Гутенберга и И. Федорова до общих размышлений о судьбе книги в век НТР, век многоканального и кассетного телевидения, трансляционной и репродукционной техники. И в самом деле, стоит ли изводить на книги сотни тысяч кубометров древесины, расширять и совершенствовать издательское и типографское дело, когда одним нажатием пальца можно включить прибор, который прочтет литературный фрагмент голосом хорошего профессионального актера и даже покажет события, описанные в книге в виде бесчисленных экранизаций? Не умирает ли традиционная книга, не является ли она анахронизмом? Нет, конечно! Ведь книга не только ретранслятор идей, но и активный соучастник духовной жизни читателя. Она пробуждает фантазию и воображение, дает свободу мыслям и чувствам. Вот всего лишь один пример.
Когда мы слышим голос актера, читающего литературное произведение, то сталкиваемся с уже готовой трактовкой, версией, предложенной нам исполнителем. Когда же мы читаем сами, то создаем свою версию, каждый раз иную, в зависимости от зрелости и состояния нашей души. Не случайно перечитываешь по многу раз великие произведения литературы. Книги не меняются — меняемся мы. Тонкий духовный контакт читателя и книги, бесконечная возможность выбора в зависимости от наших духовных потребностей — данной минуты или данного периода — все делает книгу незаменимой, вечной спутницей нашей жизни, находящейся вне конкуренции с какими бы
Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь.
.
Сочинение! Обязательно сохрани - » История книжного дела . Потом не будешь искать!