3 Фев »

Где ты, «Гроза» символ свободы?

Автор: Основной язык сайта | В категории: Хрестоматия и критика
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Драма Островского «Гроза» самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство.

Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха.
Первый законченный тип купцасамодура, смысл жизни которого
заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал.
Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха еще
более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго
соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом «ест»
домашних, разводит ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком
проявления личной воли.

Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев
«темного царства». Но даже в своей семье, где все безропотно ей
подчиняются, она видит пробуждение чегото нового, чуждого и
ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь
разрушает привычные для нее отношения: «Ничегото не знают,
никакого порядка. Проститьсято путем не умеют. Такто вот старина
то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять,
уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего».
Под этой смиренной жалобой Кабанихи человеконенавистничество,
неразлучное с религиозным ханжеством.

Развитие действия в «Грозе» постепенно обнажает конфликт драмы.
Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. «Но чудное
дело, пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве»,
самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какоето
недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.., выросла
другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна
хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие
видения темному произволу самодуров».

Таково «темное царство» воплощение всего строя жизни царской
России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого
достоинства.

В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина натура поэтическая,
мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений
сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и
лаской матери.

В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт
между «темным царством» и душевным миром Катерины зреет
постепенно. Катерина терпит лишь до поры. «А уж коли мне очень
здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно
выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты
меня режь!» говорит она.

Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства
обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к
Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной
натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини.
Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и
самой собой. В этом трагизм положения героини.

Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана
непобедимость «темного царства». Но драма завершается нравственной
победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над
темными представителями, сковывавшими ее волю и разум.
Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини это
протест никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Если
женщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде
купечества, не может больше мириться с гнетом «самодурной силы»,
значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое
должно побудить народ к решительной борьбе.
Для своего времени, когда Россия пережила период громадного
общественного подъема перед крестьянской реформой, драма «Гроза»
имела важное значение.

Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в
творчестве Островского, но и во всей русской и мировой
художественной литературе.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Где ты, «Гроза» символ свободы? . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015