Финансовая реформа 1961 г.
Автор: Основной язык сайта | В категории: Экономика развивающихся государств
Государственный бюджет страны объединял республиканский и местный. С его помощью перераспределялась большая часть национального дохода республики между производственной и непроизводственной сферами, областями хозяйства, экономическими районами. Индекс роста государственного бюджета сравнительно с 1940 г. представлял в 1950 г. 225, в 1960 г. сравнительно с 1950 г. — 434, в 1985 г. сравнительно с 1960 г. — 415,8, в 1990 p. сравнительно с 1985 г. — 140,7. С целью укрепления финансов (сокращение денежной массы, выпущенной во время войны) в декабре 1947 г. была осуществлена денежная реформа.
Старые деньги, которые находились в обращении, обменивались на новые в соотношении 1:10. Вклады в сберегательных кассах размером до 3000 крб. переоценивались рубль за рубль, от 3000 до 10 000 крб. — из расчета 3:2, а свыше 10 000 крб. — уменьшались наполовину. Облигации государственных займов заменяли на облигации конверсионной 2 %- займа 1948 p. в соотношении 3:1. Средства колхозов и кооперативных организаций обменивались как 5:4 или изымалось 20 % их денежных накоплений. Поскольку эти мероприятия привели к увеличению дотаций промышленности, то в 1949 г. были повышены оптовые цены на средства производства и тарифы грузоперевозок, 31 марта 1950 г. повышен курс рубля по отношению к иностранным валютам, переведено его на собственную золотую базу.
[smszamok]
В 1961 г. проведена реформа, которая изменила масштаб цен, который повысился в 10 раз. Это означало соответствующее снижение всех цен, платы за услуги, денежных доходов населения. Старые деньги было заменено на новые в соотношении 10:1. Одновременно с 1 января 1961 p. устанавливалось золотое содержимое рубля 0,987412 г чистого золота (цена 1 г золота равняла 1 крб.). Доллар стал оцениваться в 90 копеек вместо 4 крб.
На протяжении первых послевоенных лет налоговая система была унифицирована и направленная на четкое определение объемов налогов республиканского и особенно местных бюджетов. Во второй 50-половине х лет в финансовой системе Советского Союза наметилась тенденция расширения полномочий союзных республик. Они получили право самостоятельно определять доходы и расходы в разрезе республиканских и местных бюджетов, использовать дополнительные доходы, а также те суммы, которые остались вследствие экономии расходов. За республиками были закрепленные определенные полномочия относительно составления, утверждение, выполнение государственных бюджетов, распределения доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами. Были внесены изменения в налоговую политику. В 1953 p. принят новый закон о сельскохозяйственном налоге. Вместо налогообложения дохода от всех источников сельскохозяйственное производство введено налог по твердым ставкам, с одной сотой гектара приусадебной земли колхозного двора. Предполагалась система льгот для отдельных категорий населения (инвалидов, семей военнослужащих и др.). В 1957 p. вместо четырех разных ставок (в размере от 6 до 15 %) было введено новую единую ставку налогообложения из валового дохода колхозов в размере 14 %, что была дифференцирована по республикам и областям.
В 1958 г. прекращен выпуск государственных займов, которые реализовались по подписке среди населения и длительное время были важным источником доходов бюджета. На протяжении 1960— 1962 pp. был повышен минимум заработной платы, снижен налог из заработной платы для низкооплачиваемых граждан, упразднен налог за бездетность с неженатых, одиноких и малосемейных. Происходили структурные изменения в формировании доходов государственного бюджета. Уменьшились поступление налога из оборота: с 31,6 % в 1950 p. до 29,2 % в 1965 p. Хозяйственные реформы 60— 80-х лет, направленные на усовершенствование экономического стимулирования и хозрасчетных отношений, обусловили уменьшение их доли до 29,5 в 1991 p. Однако в государственный бюджет шла большая часть прибыли предприятий — 70-55 % в 80-х годах. Большими темпами возрастали доходы предприятий и хозяйственных организаций. В 1965 p. они составляли 39,1 % против 15,2 % в 1950 p. Доля подоходного налога из колхозов уменьшилась с 19,9 % в 1950 p. до 1,61 % в 1985 p. Начиная с 1968 p. колхозы отсчитывали в подоходный налог 8-9 % чистого дохода. Снизилась доля поступлений от населения с 31,8 до 7,7 %. За это время увеличились средства государственного социального страхования с 5,26 до 10,5 %. Из союзного бюджета поступало 5,5-9,1 % общей суммы доходов. Доля доходной части бюджета Украины в государственном бюджете СССР увеличилась с 4,2 % в 1950 p. до 9,9 % в 1960 p. и была в пределах 17-18 % на протяжении 60— 80-х лет.
По данным официальной статистики, задача государственного бюджета до 1990 p. включительно выполнялись с превышением доходов над расходами, хотя это не соответствовало действительности. До 1956 p. видное место в нем занимали расходы на социально-культурные мероприятия (1950 p. — 64,7 %, 1955 p. — 51,3 %). Со второй 50-половины х лет быстрыми темпами возрастали расходы на народное хозяйство, их доля в общем объеме расходов государственного бюджета выросшая В 1960г. до 55,6 % против 24,9 % в 1950 p. Уменьшились ассигнование из бюджета на народное хозяйство в 1965 p. — до 51 % и в 1991 p. — до 45,7 %. Это связано с ростом инвестиций предприятий и организаций, доля которых в 80-х годах достигла свыше 70 % (против 43,4 % в 1958 p.) всех вложений в народное хозяйство. Основная часть государственных финансовых ресурсов, предназначенных для народного хозяйства, ассигновалась на развитие промышленности и строительства. Так, в 1961—1965 pp. их доля составляла 55 %, вложение в сельское хозяйство — 14,2 %, на транспорт и связь — 3,9 %, жилищно-коммунальное хозяйство — 16,6 %. Расходы государства на социально-культурные мероприятия в 50-те года возросли в 2,7, в 1960—1990 pp. — в 6,6 раза. Они распределялись на народное образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение.
Анализ доходов и расходов по отношению к валовому внутреннему продукту свидетельствует, что уже в 1989 p. существовал государственный долг: консолидированный доход Украины (включая прямые поступления в бывший союзный бюджет) — 34,9 % ВВП, в том числе в бюджет Украины — 26,1 % ВВП. Расходы бюджета Украины (включая расхода, которые финансировались из бывшего союзного бюджета) составляли 38,6 % ВВП, в том числе из бюджета Украины — 25,7 % ВВП.
Степень перераспределения ВВП через бюджет Украины и расхода на экономику были на равные экономически развитых стран, где они составляли соответственно 40,6 и 17,3 % ВВП. Тем не менее в этих странах, в отличие от Украины, урядь играли ведущую роль в создании производственной инфраструктуры, субсидировании частного сектора экономики, науки. Бюджетный дефицит покрывайся за счет внутренних займов, а не денежной эмиссии.
На протяжении 50-х лет с расширением прав союзных республик в народном хозяйстве СССР повышалось значение республиканского бюджета. Его доля в государственном бюджете Украины представляла в 1958 p. 69,2 % против 32,9 % в 1950 p. 3 50-конца х лет в распределении доходов между республиканским и местными бюджетами снова наметилась тенденция увеличения доли последних. На протяжении 50— 80-х лет торговля и общественное питание превратились на самостоятельную область хозяйства с собственной материально-технической базой, организационной структурой и трудовыми ресурсами.
О динамике ее развития свидетельствуют такие данные:
Среди форм торговли ведущей оставалась государственная, ее доля в структуре общего объема товарообороту в 1985 p. составляла 70,3 %, кооперативной торговли —27,1%, оборот колхозного рынка — 2,6 %. В этой области работало 1,8 млн человек. В общем объеме товарообороту постепенно увеличивалась доля непродовольственных товаров: 1985 p. — 52 %, 1990 p. — 57 %. Росту эффективности работы области оказывала содействие специализация. За 50-те года уменьшилось количество смешанных (9,7 % общего количества в 1960 p.), расширилась сеть продовольственных и непродовольственных магазинов, углубляла их специализация, уровень которой на 80-конец х лет досяг 54 %. Распространились прогрессивные формы торговли и методы работы:
- самообслуживание, продажа за образцами или предыдущими заказами, открытая выкладка товаров, продажа полуфабрикатов, создание фирменных магазинов, доставка товаров домой или по месту работы, выездная торговля. Одновременно происходила концентрация предприятий торговой сети, увеличилось количество больших магазинов типа универсам и универмаг, домов торговли, торговых центров. Тем не менее в государственной торговле более как 80 % всех магазинов были небольшими.
Колхозная торговля как важный поставщик городскому населению сельскохозяйственных продуктов активизировалась с отменой в 1964 p. ограничений относительно подсобных хозяйств. В 1990 p. насчитывалось 1576 колхозных рынков, в том числе крытых — 139. В обеспечении общего потребления картофеля, мяса, овощей их доля составляла 10-20 %.
Тем не менее торговля не обеспечивала нужд населения. В 1990 p. на 10 тыс. население приходилось лишь 28 предприятий розничной торговли и 12 общественного питания. Товарооборот в сельской местности был почти в 3 раза меньший, чем в городах. Торговля не использовала свои права по отношению к промышленности в выпуске товаров необходимого ассортиментов и качества.
Вторая 40-половина х — 60-начало х лет характеризовались низким жизненным уровнем и недостаточно развитой социальной сферой общества. Советский Союз из политических мотивов в 1947 p. провел денежную реформу и отменил карточную систему распределения продуктов и промышленных товаров. В 1947—1950 pp. трижды снижались цены на товары массового потребления. Однако, в отличие от реформы Ерхарда в Германии, в СССР реформа происходила по условий дефицита промышленных и продовольственных товаров. Платежеспособный спрос значительно превышал предложение.
[/smszamok]
В 1950 p. государственные розничные цены в Украине сравнительно с довоенными были высшими в 1,83 раза. Лишь на колхозных рынках индекс цен уменьшился до 0,9. Реальная заработная плата в 1946—1950 pp. превысила довоенный уровень лишь на 24 %, а общая сумма доходов населения — на 62 % . При этих условиях правительство усилило внеэкономическое принуждение к работе. Началось экономическое преследование крестьян, которые активно работали на приусадебных участках, а также административное выселение. Как следствие возросли цены на колхозных рынках. Усилились бегства крестьян из колхозов, хотя действовал закон 1932г., что запрещал крестьянам выезжать из села без специального разрешения.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Финансовая реформа 1961 г. . Потом не будешь искать!