Ф. И. Тютчев и роль поэзии Фета
Автор: Основной язык сайта | В категории: Хрестоматия и критика
В середине 50-х годов XIX века в некрасовском «Современнике» было опубликовано свыше ста стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева. Его первые произведения, напечатанные в альманахах и жуоналах 20—30-х годов XIX века, в том числе и в «Современнике», издававшемся Пушкиным, остались не оценёнными широкой публикой. Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. В одной из своих статей Некрасов назвал Тютчева «первостепенным поэтическим талантом», а Добролюбов охарактеризовал его как поэта, которому «доступны… и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». Литературное наследие Тютчева невелико по объёму, но Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо сказал:
- Муза, правду соблюдая,
- Глядит, и на весах у ней
- Вот эта книжка небольшая
- Томов премногих тяжелей.
Ф. И. Тютчев — один из крупнейших русских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие стихотворения
[smszamok]
и сейчас волнуют читателя художественной зоркостью поэта, глубиной и силой мысли. На всём творчестве Тютчева лежит печать сложности, мучительных раздумий и противоречивости; истоки их в той бурной и противоречивой общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт.
Называя себя «обломком старых поколений», Тютчев писал:
- Как грустно полусонной тенью,
- Навстречу солицу и движенью
- С изнеможением в кости.
- За новым племенем брести.
Человека Тютчев называет «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихии властвуют, по его мнению, над жизнью человека, «злака земного», «сироты бездомного»; участь человека подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющее море»— в «бездну роковую».
И а то же время Тютчев славит борьбу, мужество, бесстрашие человека, бессмертие человеческого подвига:
- Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
- Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
- Над вами безмолвные звёздные круги,
- Под вами немые, глухие гроба.
- Пускай олимпийцы завистливым оком
- Глядят на борьбу непреклонных сердец.
- Кто, ратуя, пал, побеждённый лишь роком,
- Тот вырвал из рук их победный венец.
Печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и её «очарованье» — это «жизни ключ», это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной»; с другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой»,- «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором
- Мы то всего вернее губим,
- Что сердцу нашему милей.
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах всегда одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:
- Не то, что мните вы, природа —
- Не слепок, не бездумный лик.
- В ней есть душа, в ней есть свобода,
- В ней есть любовь, в ней есть язык.
«Душу», жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех её проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью, очеловечивая жизнь природы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Прекрасным образцом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури.
Поэзия Фета — поэзия намёков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета,— это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько «летучее» настроение поэта. Истинная поэзия, утверждал он, доступна только избранным. «Благороднейшие произведения гения для тупого большинства людей вечно должны оставаться закрытыми книгами, как общество государей недоступно для черни»,— заявлял Фет. Неполноценным ему казалось всякое художественное произведение, «имеющее какую бы то ни было тенденцию».
Некрасовской музе, «сестре народа», «музе мести и печали», Фет противопоставлял свою музу — «нетленную богиню», «в венце из роз», чуждую народу.
- Заботливо храня твою свободу,
- Непосвящённых я к тебе не звал,
- И рабскому их буйству я в угоду
- Твоих речей не осквернял,—
- Афанасий Афанасьевич Фет.
- писал он о своей музе.
Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами-, любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги. Поэт писал:
Язык душевной непогоды Был непонятен для меня. Любовь для него — защита «от вечного плеска и шума жизни». В то же время любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. «Сердца напрасную дрожь», «мёд благовонный» любовной радости и «пленительных снов» «поэт-чародей», как себя называл Фет, живописал словами удивительной свежести и прозрачности. Пронизанная то светлой печалью, то лёгкой радостью, его любовная лирика до сих пор «золотом вечным горит в песнопенье».
Вторая тема лирики Фета — природа. «Стремясь от людей утаиться», он уходит в мир природы, стремится слиться с нею: «Меж теми звёздами и мною какая-то связь родилась».«Природы тайный соглядатай», он обладает острым поэтическим зрением и слухом: видит, как летящий «против бури» ворон «крылами машет тяжело», как «в росинке, чуть заметной», отражается солнце, слышит крики перепелов, треск коростелей, «порывистые трели» соловья. Он умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чузствам, тонко ощущал прелесть русской природы, любил красоту родного пейзажа.
- Сын севера, люблю я шум лесной
- И зелени растительную сырость…—
- писал он в стихотворении «Италия».
Италии он противопоставляет свою северную родину, где «бархат степи зеленей» и где «смелей, и слаще, и задорней весенний свищет соловей». Замечательная пейзажная лирика Фета — лучшая часть его поэзии.
Бесспорным достоинством большинства стихотворений Фета, тонкого лирика в поэзии, является их певучесть и музыкальность. Эту особенность его творчества отметил великий русский композитор П. И. Чайковский.
[/smszamok]
«Можно сказать,— писал он,— что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант». Бегство от современной действительности нашло отражение в ряде стихотворений Фета, посвященных древней Греции и Риму. Защитники «искусства для искусства» пытались представить Фета преемником Пушкина. На самом же деле между вольнолюбивой поэзией друга декабристов Пушкина, чей «неподкупный голос» «был эхом русского народа», и оторванной от жизни поэзией Фета — непроходимая пропасть.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Ф. И. Тютчев и роль поэзии Фета . Потом не будешь искать!