ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ УМЕНЬШЕНИЯ НЕФТЯНОЙ РЕНТЫ
Автор: Основной язык сайта | В категории: Индустриальное развитие
Для третьего этапа экономического развития стран стали характерными экономический спад и появление кризисных явлений в экономике. Прежде всего это обусловлено тенденцией к снижению мировых цен на нефть Начиная с 1982 г. цена постепенно уменьшалась, составив в 1985 г. — 28 долл. за бар., и резко упала в 1986 г. д0 13,3 долл. за бар. Т.е. уменьшилась сравнительно с 1981 г. более чем в 2,6 раза. Такое падение мировых цен вызвало резкое снижение мирового спроса на нефть, которое стало результатом, с одной стороны, реализации в индустриальных странах Запада программ по энергосбережению и уменьшение доли нефти в энергетическом балансе, а с другого — экономическим спадом 1980 -1982 pp. и общим замедлением темпов роста ВВП в центре и на периферии. Вместе с тем промышленное развитые страны повысили уровень самообеспечения нефтью из 42,2 до 55,3% в первой 80-половине х лет за счет ее добычи в Северном море (Великобритания, Норвегия), США, Канаде. Появились также приблизительно 20 новых экспортеров нефти сред стран, которые развиваются. Все это обозначилось на мировом нефтяном рынке и вызвало его дестабилизацию.
С 1987 г. спрос на нефть возрос, что стимулировалось как низкими ценами, так и ускорением роста мировой экономики, а это, в свою очередь, вызвало определенное повышение цен на нефть. Максимального уровня она достигла во время войны в Кувейте в 1990 г. — 22,0 долл. за бар. Дестабилизация рынка нефти, которая проявилась в 80-те года, продолжительная и на начала 90-х лет. В конце 1993 г. произошел коллапс нефтяного рынка. На главных биржах стоимость барреля редкого топлива равняла 13,5 долл. против 20 долл. в начале года. В реальных ценах это было даже ниже, чем 20 лет тому, к первый нефтяного шока. Рынок оказался перенасыщенным топливом. Специалисты считают, что началась настоящая нефтяная война, участниками которой, с одной стороны, стали Норвегия и Великобритания, которые добывают ее в Северном море, а с другого — Саудовская Аравия и другие арабские страны, которые, несмотря на значительные збитки от снижения цен, не только форсируют добычу нефти, а и увеличивают ее продажу из старых запасов ОПЕК вследствие полной невозможности контролировать состояние нефтяного рынка отказалась от любых попыток ограничить добычу нефти странами-членами организации. Это решение было принято во время переговоров о снятии экономических санкций из Ирака. Фактически ОПЕК отказалась от своей главной функции — определение системы квот, с помощью которой традиционно старалась повлиять на ценообразование Значительное и довольно продолжительное снижение цен на нефть привело к сокращению экспортных нефтяных прибылей и заставило эти страны впервые в своей нефтяной истории приспосабливаться к новым финансовым возможностям, их финансовые ресурсы перестали казаться неограниченными. Если принять уровень доходов от вывоза нефти в 1981 г. за 100%, то в 1986 г. он снизился в Саудовской Аравии до 18,0%, ОАЕ — ,до 32,4, Кувейте — до 42, Катаре — до 30,2%.
Вследствие высокой зависимости воспроизведенного процесса стран Близкого и Среднего Востока от нефти значительно уменьшились все государственные доходы. Например, в ОАЕ из 1982 — 1983 pp. по 1985 — 1986 финансовый год они сократились на 56, Саудовской Аравии — 32%. Поэтому правительства этих стран начали решительно сокращать государственные расходы: за этот период они снизились соответственно на 66 и 43%. Аналогичные процессы произошли и в других странах региона. Фактически все статьи государственных бюджетов сокращались. Прежде всего это касалось капиталовложений в развитие инфраструктуры промышленности, жилищного строительства и местного хозяйства. Значительно уменьшились расхода на обеспечение государственных кредитных учреждений. Правительства старались сократить объем государственного субсидирования воспроизведенного процесса и остановить усиление его зависимости от нефтяных доходов, которое наблюдалось в 70-х — в начале 80-х лет. Государство действовало при этом во всех направлениях: сокращала объем подрядов на новое строительство и сдерживала старое, уменьшала субсидирование цен, снижала уровень жизни населения, старалась увеличить государственные доходы, не связанные с добычей. В 1984 — 1985 pp. в Саудовской Аравии, например, впервые после 1972 г. были повышены тарифы на электроэнергию и воду, снижено официальные закупочные цены на пшеницу. Пробовали восстановить налоговую базу государственных бюджетов, разрушенную в 70-те года, в 1988 г. сократились расхода даже в тех сферах экономики, которые раньше были нетронутыми: ассигнование на оборону, охрану здоровье, социальное развитие. Чтобы возобновить доходную часть бюджета, правительство страны вынужденный был выпустить облигационные займы в объеме 8 млрд долл. и значительно повысить импортные пошлины — выше 7%. Но экономические меры, направленные на уменьшение зависимости процесса воспроизведения и уровня жизни от государственных расходов, были ограниченными и неожиданными, что стало одной из причин появления в последние годы в странах Близкого и Среднего Востока такого явления, как дефицит.
Необходимость регулировать баланс текущих операций требовала сдержать импорт, а именно: ввести его налогообложение, протекционные мероприятия относительно местной промышленности, девальвацию национальной валюты. С другой стороны, улучшить платежный баланс страны региона старались за счет диверсификации экспорта,.
Сочинение! Обязательно сохрани - » ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ УМЕНЬШЕНИЯ НЕФТЯНОЙ РЕНТЫ . Потом не будешь искать!