19 Фев »

Драматургия для детей

Автор: Основной язык сайта | В категории: Методические материалы
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (1голосов, средний: 1,00 out of 5)
Загрузка...

Процесс нравственного воспитания детей отразился и в драматургии  последних  десятилетий. Большим успехом еще в военные и в первые послевоенные годы у зрителей-ребят пользовались инсценировки таких произведений, как «Сын полка» В. Катаева, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Два капитана» В. Каверина. Темы героизма, патриотизма, интернационального воспитания разрабатываются в детской драматургии первого послевоенного десятилетия, например, в пьесе С. Михалкова «Я хочу домой!». Ее действие развертывается за границей, в приюте для детей, вывезенных гитлеровцами из России. Затронутые в ней проблемы решаются драматически остро, психологически оправданно и доступными детскому восприятию средствами (приключенческий сюжет, юмор).

В конце 40-х и начале 50-х годов в некоторых произведениях появилась тенденция к сужению жизненных представлений ребенка, к замыканию их в рамки узких проблем «школьной пьесы» («В начале мая» В. Любимовой, «Барышня» В. Губарева). Положительные персонажи подобных пьес лишены внутреннего развития, похожи друг на друга. Конфликт в них подменялся пропагандой отвлеченных моральных норм. В ходе развития сюжета главный персонаж обычно выдвигал несколько ошибочных положений, совершая проступки, которые дружно осуждались коллективом. Пьесы обычно завершались благополучным объединением коллектива с заблуждавшимся и признавшим свои ошибки товарищем.

Начиная со второй половины 50-х годов, с приходом в детскую драматургию таких писателей, как В. Розов, А. Хмелик, М. Шатров, изменился подход к темам школьной и пионерской жизни. В их пьесах появился новый герой — подросток думающий, противоречивый, показанный автором в сложнейший период формирования характера (Колька Снегирев из пьесы А. Хмелика «Друг мой, Колька!», Миша Балашов из пьесы М. Шатрова «Место в жизни»; Вадим, Андрей, Галя, Алексей из пьесы В. Розова «В добрый час»).

В драматургии для детей на протяжении ряда лет идут активные поиски новых сценических форм, особенно в жанрах сказки и бытовой комедии. Эти жанры обращены прежде всего к дошкольникам и младшим школьникам, поэтому авторы пьес стараются сочетать интересное, современное содержание с живой зрелищной формой. Наиболее успешно удалось соединить народность сказки с живой современностью характеров Е. Шварцу в пьесе «Два клена». Василиса-работница и ее три сына — главные персонажи пьесы-сказки. Мать, которой после гибели мужа-богатыря Данилы пришлось самой бороться с врагами, учит своих детей побеждать злую волю Бабы Яги смелостью, любовью к труду, благородством.

Когда Баба Яга собирается превратить одного из сыновей в камень, выясняется, что она бессильна это сделать, потому что Иванушка ее не боится и не стоит «смирно».

В основе пьесы — спор Василисы с Бабой Ягой, извечный спор человека, который постоянно работает, с бездельницей, всю жизнь «надрывающейся», чтобы ничего не делать и «жить по-царски». Василиса и ее дети побеждают Бабу Ягу, и это символизирует победу творческой, трудовой основы жизни.

К сказке для детей в драматургии обращаются многие писатели 50—70-х годов: С. Маршак («Горя бояться — счастья не видать»), М. Светлов («Любовь к трем апельсинам»), В. Катаев («Цветик-семицветик»), Е. Гвоздев («Сказка о девочке-неудаче»), В. Коростылев и М. Львовский («Димка-невидимка»).

Пьеса В. Коросты лева и М.Львовского «Димка-невидимка» состоит из трех одноактных водевилей. Герой ее — Димка — сначала мечтает достать шапку-невидимку, чтобы исправить свои «двойки» в классном журнале; потом готов отправиться в путешествие «из бухты Барахты» на пиратском корабле, лишь бы не учить арифметику, и, наконец, согласен очутиться в сказочной стране, где ничего не нужно делать самому. Его друзья, ребята-старшеклассники, каждый раз разыгрывают спектакль, помогающий Димке понять, что было бы с ним в случае осуществления его желаний. Играют все участники спектакля, и только Димка воспринимает все всерьез. Остроумный сюжет позволяет показать на сцене самые неожиданные события. Димка попадает в фантастические ситуации и убеждается, что ложью и лодырничеством жить неинтересно. Основная мысль пьесы откровенно дидактична, но драматургическое воплощение ее в юмористическом и приключенческом сюжете прозвучало по-новому свежо и занимательно.

Русская детская литература постоянно обогащается благодаря творческой деятельности писателей разных национальностей. В сокровищницу всесоюзной детской литературы вошли произведения Якуба Коласа, Янки Купалы (Белоруссия), Саломеи Нерис (Литва), Сулеймана Стальского (Дагестан), Джамбула Джабаева (Казахстан), Расула Гамзатова (Дагестан), Юрия Рытхэу (Чукотка) и многих других писателей и поэтов. Тематика их произведений так же разнообразна, как и языки, на которых они пишут. Но один основной принцип характерен для всей многообразной русской детской литературы: это литература национальная по форме, социалистическая по содержанию и интернациональная по идеалам.

Детские писатели неустанно продолжают свой творческий поиск. «Большая литература для маленьких» остается действенным средством коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Драматургия для детей . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015