Севернее безжизненной местности вокруг Ларканы, пишет Стюарт Пиггот в своей уже упоминавшейся книге «Доисторическая Индия», земля так насыщена солью, что, когда в сильную летнюю жару, достигающую 50 градусов в тени, она высыхает, образуется хрупкая сверкающая корка, которая ломается, когда ступаешь по ней. Вокруг словно дьявольский снежный мираж. Все бело, и на этом светлом фоне кое-где вырисовываются рахитичные деревца и серо-зеленые кустарники.
В эпоху процветания Мохенджодаро пейзаж, наверное, был привлекательнее. Вокруг индийских городов простирались плодородные земли, их пересекали большие реки, и эти природные водные пути представляли собой хорошую транспортную сеть. Население жило в основном земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Кроме того, огромное количество найденных здесь обожженных кирпичей и ваз из терракоты наводят на мысль, что эта область была богата древесиной, которую использовали для разогрева печей. Видимо, здесь нередки были дожди.
Это приходит на ум, когда встречаешь остатки выложенных кирпичом сточных канав и выгравированные на печатях изображения животных, которые водятся во влажной среде, — тигров, носорогов, слонов, буйволов…
Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли мохенджодарцам обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди находок на одной печати, одном черепке и одном терракотовом рельефе обнаружено изображение кораблей, что свидетельствует о наличии у мохенджодарцев торгового флота, который, вероятно, выходил в море, курсируя вдоль берегов Суткагендора и по Персидскому заливу.
Весь Мохенджодаро выстроен из кирпичей. Видимо, здесь имелась процветающая и мощная кирпичная индустрия, требовавшая многочисленной рабочей силы. Для производства кирпичей мохенджодарцы применяли открытые деревянные формы и шпателем выравнивали обе лицевые стороны. В качестве материала употреблялась глина, которую они в отличие от шумеров и египтян не смешивали с соломой. Кирпичи обжигали в печах, топившихся дровами, поэтому обжиг был несовершенен. Строители пускали в ход и сырцовые кирпичи, которые высушивали на солнце на деревянных настилах или на утрамбованной земле. Они употреблялись для кладки тех частей сооружения, которые были менее подвержены воздействию стихий и износу от времени.
Туалет с душем. В развалинах Мохенджодаро можно различить две зоны — нижнюю и верхнюю. Верхний город размещается близ археологического музея на продолговатом холме. В нем выделяются Большая баня, Большой амбар, Зал пилястров и некоторые другие сооружения, разделенные узкими проходами. Над руинами и окружающей равниной возвышается буддийская ступа3 высотой 23 метра, построенная во II веке н. э. на вершине холма.
Нижний же город простирается к востоку и включает развалины обширных жилых кварталов, четко разделенных множеством улиц и улочек; вдоль некоторых тянутся высокие массивные стены, в тени которых можно укрыться от палящих лучей солнца.
Раскопки показали, что большая часть верхнего города стоит на искусственном холме, который возвышается над окружающей местностью на 6 метров на юге и на 12 метров на севере (именно в этом, самом высоком месте один из последних кушанских царей возвел буддийскую ступу), и что основание этой цитадели сложено из кирпичей, высушенных на солнце.
Проходя по улочкам Мохенджодаро, невольно вспоминаешь знаменитую фразу Френсиса Бэкона: «Дома строят затем, чтобы жить в них, а не чтобы на них любоваться». Так вот здесь создается твердое впечатление, что строители заботились в первую очередь об удобствах повседневной жизни: в каждом доме — прихожая, гостиная, дворик, лестницы, скамейки. И почти во всех жилищах есть туалеты с душем. «Подумать только, — с иронией замечает археолог Габриэле Мандель5, изучавший хараппскую цивилизацию, — туалеты здесь были даже в самых скромных домах, тогда как, к примеру, во внушительном Версальском дворце их не было ни одного, даже спустя целых четыре тысячи лет».
Крупнейшее здание верхнего города — Большая баня; вокруг бассейна длиной 12 метров и глубиной 3 метра, вероятно, проходил коридор, по внутреннюю сторону которого было множество помещений и санитарных устройств. В восточной части бани обнаружен колодец с двойной кирпичной стенкой; из него вода через систему чанов подавалась в резурвуар. Отводилась вода через подземную канализацию. Техника строительства свидетельствует о несравненном мастерстве индцев, уровня которых сумели достичь через много столетий лишь римляне.
К западу от Большой бани стоит строение со многими квадратными настилами внутри; почти все они одинакового размера и находятся на высоте полутора метров над полом; в кладке имеется сеть небольших отверстий. Проведя аналогию с обнаруженными зернохранилищами в Хараппе, Мортимер Уилер выдвинул предположение, что это сооружение представляет собой своего рода амбар. Проходы, видимо, служили воздуховодами, не допускающими проникновения влаги внутрь хранилища и предохраняющими пшеницу и другие зерновые от плесени. Наличие этого Большого амбара навело некоторых ученых на мысль, что в Мохенджодаро действовала государственная служба снабжения продовольствием.
К северо-востоку от амбара видны остатки крупного здания, которое, судя по его планировке, вероятно, было обителью великого жреца или жреческой коллегии. Это здание представляет собой крытый двор, окруженный с трех сторон верандой, мощенный кирпичом. Некоторые считают, что это не культовое сооружение, а скорее городской суд. Судя по описанным трем большим зданиям и по признакам, указывающим на то, что верхний город окружали башни, в этой части великой раннеисторической столицы Синда, похоже, жили аристократы, чиновники и служители культа.
Продолжая осмотр развалин, мы спускаемся в нижний город. Он представляет собой замечательный образец градоустройства. В основу строительства положен принцип прямоугольной планировки, жилые кварталы разграничиваются улицами таким образом, что образуется как бы огромная шахматная доска. Главная артерия пересекает развалины с севера на юг; ее ширина , впрочем, и ширина остальных центральных улиц, достигает порядка десяти метров. Поперечные улицы гораздо уже, из них входи-1и и дома, в которых была лишь одна дверь и небольшое число окошечек, чтобы их обитатели как можно меньше страдали «I палящих лучей солнца.
Если двигаться по главной улице к югу, то придешь к тому месту, где находился колодец общины. Здесь 3800 лет огромное множество мохенджодарцев было варварски убито ордой ариев, с неистовой яростью обрушившихся на город. Остальное еще предстоит раскопать.
Сочинение! Обязательно сохрани - » Доисторическая Индия . Потом не будешь искать!