ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА
Автор: Основной язык сайта | В категории: Хрестоматия и критика
Конец XIX и начало XX века совпадают с третьим этапом освободительного движения в России. Два с половиной десятилетия характеризовались огромными историческими событиями: неуклонным ростом пролетарского движения, первой русской революцией 1905 года, Февральской революцией и. Обострение классовых противоречий в это время наложило свой отпечаток на всю общественную жизнь, науку, искусство и литературу.
Передовая демократическая литература, отражавшая мысли и чувства рабочего класса и всего трудового народа, вела упорную борьбу с «реакционным литературным болотом». Решительно отвергнув великие традиции русского реализма, писатели-декаденты различных направлений своими произведениями внушали уныние, упадок духа, пессимизм, звали читателя уйти от насущных вопросов общественной жизни и деятельности в узенький мирок личных переживаний. В эти годы особенно активный характер приобретает борьба за молодое поколение, борьба, в которой участвуют все классы русского общества. Она нашла свое выражение и в детской литературе. В создании произведений для детей приняли живейшее участие такие известные писатели, как М. Горький, А. Серафимович, В. Короленко, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Бунин, Л. Андреев, А. Н. Толстой, А. Свирский, А. Блок, Саша Черный и многие другие, печатавшие свои произведения в прогрессивных детских журналах «Всходы», «Юный читатель».
В то же время буржуазно-дворянская детская литература не расходилась с установками официальной педагогики, считавшей, что нужно скрывать от детей подлинную жизнь с ее социальными противоречиями и с помощью книг уводить их в мир «светлых образов», сказочных грез, красивых пейзажей. Влияние подобных принципов можно было обнаружить даже в тех детских журналах, которые пытались придерживаться демократического направления. Один из них — журнал «Тропинка» (1906—1912) — охотно печатал, например, произведения символистов и близких к ним поэтов и прозаиков. К- Бальмонт, Ф. Сологуб, Вяч. Иванов, А. Ремизов, П. Соловьева (АПедго) помещали на его страницах сказки о феях и волшебниках, религиозные стихи, рисовали поэтические картинки, изображающие крошечный мирок детских забав. Это была описательная, лишенная динамики поэзия, в которой главное внимание уделялось изяществу формы: красочности эпитетов и сравнений, экзотическим образам, музыке слова. Этому направлению следовал и ряд других авторов «Тропинки»,
Заметное место в буржуазной детской литературе начала XX века занимали повести Лидии Чарской, в которых велась назойливая пропаганда христианской религии, верноподданнических настроений и буржуазного филантропизма. К. Чуковский справедливо отмечал, что книги эти отличались ханжеством и фарисейством, банальностью и безвкусицей. Не лишенная литературного таланта, Чарская умела увлечь юных читательниц внешней остротой сюжета, фальшивыми романтическими сценами, надуманными исключительными характерами своих героинь, мелодраматическими приемами: описаниями болезней, смертей, обмороков, истерик и т. п.
В годы реакции для юношества и молодежи было издано огромное количество низкопробных приключенческих книжек о сыщиках и разбойниках. Они пропагандировали культ сильной личности, идеализировали кулачное право и приносили этим большой вред, отвлекая молодого читателя от актуальных вопросов общественной жизни, извращая моральные понятия, прививая дурной вкус. Это были откровенно халтурные издания, на пестрых обложках которых изображались драки, убийства, привидения, вызывающие нездоровое любопытство читателей. Большинство этих произведений было переделками или переводами американских изданий (серия «Нат Пинкертон» и др.). Передовая литературная и педагогическая критика энергично боролась против детской литературы, выражавшей интересы господствующих классов, противопоставляя ей книги прогрессивных писателей прошлого и современную реалистическую литературу, основанную на демократических идеалах.
Прогрессивные педагоги вновь и вновь обращаются к заветам революционных демократов о детской книге и детском чтении и стремятся реализовать эти заветы в современной педагогической практике.
«Человек создан для счастья, как птица для полета» — этот афоризм Владимира Галактионовича Короленко (1853—1921) был лозунгом его творческой и общественной деятельности. Всю свою жизнь посвятил Короленко борьбе за свободу и счастье человека. Кристальная честность, неподкупная искренность и правдивость во всем: в мыслях, делах, в отношении к людям — были его жизненным компасом. Он стойко переносил далекие ссылки (в Якутии), тюрьмы, аресты. Лишения не только не изменили душевных качеств Короленко, но еще более укрепили его волю, преданность народу. С особым вниманием писатель относился к обездоленным, угнетенным людям и стремился внушить им убежденность в грядущем торжестве справедливости и свободы.
Это был путь исканий, открытий и поражений, путь упорной борьбы за народность, гуманизм, реализм и высокое художественное мастерство, борьбы за прогрессивное детское чтение, воспитывающее передового гражданина своей родины. Благодаря активному участию выдающихся писателей, критиков и теоретиков литературы в создании детской литературы и в формировании детского чтения за три с лишним века определились те прогрессивные традиции.
Сочинение! Обязательно сохрани - » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА . Потом не будешь искать!