30 Авг »

Анализ и синтез в учебном процессе

Автор: Основной язык сайта | В категории: Методические материалы
1 кол2 пара3 трояк4 хорошо5 отлично (Еще не оценили)
Загрузка...

Анализ — это членение целого на заданные части (элементы), выделение признаков, сторон, различение сходных предметов, отвлечение от чего-то, или абстрагирование. Синтез — это установление связи, выводы, объединение в группы, обобщение, которое может совершаться на разных уровнях. Любая задача, которую человек решает, воспринимается им сначала как заданное целое — первый синтез (С1), затем следует анализ (А), т. е. выделение в целом заданных частей (элементов), сторон, признаков в их взаимосвязях, и на последнем этапе человек снова приходит к целому, ко второму синтезу (С2). Это и есть ответ, решение задачи.

Задумавшись над причинами неожиданных срывов в поведении ученика, учитель сначала видит саму задачу:

[smszamok]

конкретные проступки, ошибки, суждения ученика, его агрессивные действия (С1). Разбирая их, он выделяет ряд обстоятельств, которые имели место в поведении и жизни .ученика: болезнь матери, отъезд отца в длительную командировку, неудача в соревнованиях по шахматам. Он сопоставляет эти факты с особенностями характера мальчика: высокой самооценкой, самоуверенностью, болезненной чувствительностью. И в итоге такого умственного труда (анализа) устанавливает связи (внешние и внутренние) между всеми выделенными обстоятельствами. Так, учитель приходит к решению (С2). Последнее есть какое-то открытие. Оно выражено в понимании прежде непонятного, т. е. в новом знании. Понимание — результат мышления — установление новых, ранее не видимых связей. Конечно, нередко бывает так, что в результате мышления человек не решил поставленной задачи, не нашел искомых связей или пришел к неверному выводу, что обнаружилось в дальнейшей практике. Тогда человек снова возвращается к той же задаче, вновь ее анализирует и снова ищет связи, если, разумеется, он действительно очень хочет найти ответ на поставленный вопрос.

Из данного нами краткого описания мыслительного процесса можно сделать заключение, что его успешность зависит, во-первых, от наличия у человека тех знаний, которыми он должен воспользоваться для решения поставленной задачи, во-вторых, он должен владеть специальными умениями, т. е. способами выполнения умственных действий — операциями мышления: сравнением, обобщением, классификацией и другими, необходимыми для анализа задачи и сопоставления выделенных ее элементов, и, в-третьих, человек должен хотеть познать то, что ему неизвестно сейчас. Эти особенности характеризуют мышление как специальную и своеобразную умственную деятельность человека. Мыслит ведь не мысль, а живая личность. Разные люди не только «ломают себе голову» над различными вопросами — они используют разные средства и по-разному относятся к своим успехам и неудачам. Шахматная задача не дает покоя одному и. оставляет совершенно равнодушным другого. Один, найдя даже практически невыполнимое  решение,  легко удовлетворяется им  другой несколько раз критически проверяет решение, ищет другие, более рациональные приемы, сопоставляет данные, отбрасывает найденное и ищет новые пути решения. Одни задачи человек решает «холодным умом», например математические, геометрические, но когда эти же задачи составляют звено в его творческой, например конструкторской, деятельности или когда от результатов их решения зависит оценка работы целого коллектива, при-, зовое место в соревнованиях или утверждение предложенного проекта нового строительства, — те же расчеты, та же умственная деятельность захватывает не только ум человека, но возбуждает и его чувства, мобилизуя его волевые усилия на дальнейшие, длительные и упорные творческие поиски желаемого результата. Таких людей, «одержимых» стремлением что-то понять, найти, открыть, у нас очень много в науке и практике. Одним из них был И. Щ Павлов. В предисловии к своей книге, в которой он изложил свои выдающиеся исследования высшей нервной деятельности животных, он написал, что эта книга явилась плодом его неустанного двадцатилетнего думанья.

Как это было показано выше, мышление является стержнем всей познавательной деятельности. Оно выступает в осмысленном восприятии и в смысловой памяти. Мышление неотделимо от речи, оно возникает и проверяется в практической деятельности людей. Мышление придает вниманию человека устойчивость и силу сосредоточения.

Мышление «озарено» чувствами человека и направляется его потребностями и интересами на все более глубокое и разностороннее познание окружающего мира, что наиболее ярко проявляется в творческой продуктивной деятельности человека.

Например, учительница предложила ученикам I класса пересказать прочитанную накануне басню «Волк и Ягненок». Маленькая Света решительно отказалась выполнить это задание. Ей очень жалко ягненка, и она не хочет рассказывать, как его съел злой, страшный волк. Девочка воспринимает сказочный персонаж как совершенно конкретного живого ягненка. Катя хорошо знает, что имена людей и клички животных пишутся с большой буквы, однако она все же написала имена мальчика Саши и девочки Оли с маленькой буквы, потому что ведь они (дети) еще маленькие, а слова «папа» и «мама» она написала с большой буквы. Яркая образность и при этом конкретность детского мышления объясняются в первую очередь бедностью детского опыта. За каждым словом ребенок представляет себе только тот конкретный предмет, с которым когда-то встречался, но не группу предметов, включаемую взрослым в те обобщенные представления, которыми он оперирует. Ребенку же еще нечего обобщать. Он использует наглядный единичный образ со всеми признаками и чертами, как общими для всех однородных предметов, так и теми индивидуальными особенностями, присущими только данному конкретному предмету (богатырю, реке, орлу, буржую), который когда-то был им воспринят.

После прослушанного краткого рассказа о сильном и храбром богатыре Добрыне Никитиче дети назвали богатырем одного из партизан, который вынес на себе раненого товарища, и объясняли свой ответ тем, что он (партизан) был очень сильным и храбрым. Подобная конкретность мышления ребенка отчетливо выступает в восприятии им иносказательной речи. Понимание переносного значения употребляемых в художественных текстах слов и словосочетаний, аллегории, пословицы, метафоры оказывается сначала совершенно недоступным для 7—8-летнего ребенка. Он оперирует конкретными цельными образами, не умея выделить заключенную в них мысль, идею.

  • «Каменное сердце» — значит, сердце у него из камня.
  • «Золотые руки» — которые покрыты золотом.
  • «Море улыбалось солнцу тысячью серебряных улыбок» — «это неправильно написано, как это море может улыбаться, когда у него и рта даже нету».
  • «И веселый и крылатый ходит ветер под землей, это мощный вентилятор бьет прохладною струей» (пауза).—«Тут непонятно, кто кого бьет».

Такая конкретность детского мышления отчетливо выступает не только в понимании детьми смысла басен, пословиц или загадок. Решая арифметическую задачу, ученики I класса воспринимают ее текст как реальность. Поэтому их значительно больше волнует сюжетная сторона задачи, нежели те действия, которые ученик должен выполнить с заданными числами. Например: «Мама купила 5 яблок. Себе взяла 3 яблока. Остальные отдала сыну. Сколько она отдала сыну яблок?» Ученик возмущен, почему мама так неправильно поделила яблоки.

[/smszamok]

Таких примеров каждый учитель может привести десятки и сотни. Все они говорят о том, что дети младшего школьного возраста оперируют еще не обобщенными образами, а конкретными смутными представлениями единичных предметов, с которыми в их опыте «накрепко» связалось знакомое слово. Отвлечься от таких конкретных образов и выделить идею, в них отраженную, дети еще не умеют. Да их ведь никто и не научил пониманию иносказательной речи.

Сочинение! Обязательно сохрани - » Анализ и синтез в учебном процессе . Потом не будешь искать!


Всезнайкин блог © 2009-2015