Первые здания выросли в 1050—700 годах до н. э. В VI веке до н. э. два больших храма были посвящены Афине — Гекатомпедон («Стофутовый», так как длина его составляла сто аттических футов), возведенный на том месте, где теперь находится Парфенон, и древнее святилище, фундамент которого сохранился к югу от Эрехтейона. Другие сооружения, меньшего размера, возникали там и сям на вершине, окруженной «циклопической» стеной, восходящей к микенской эпохе (XII в. до н. э.). В 556 году до н. э. верхняя часть микенской башни, защищавшей вход в цитадель, была снесена и на ее месте воздвигли первое святилище Афины-Ники. После победы афинян при Марафоне (490 г. до н. э.) Гекатомпедон был снесен и на этом месте вырос первый мраморный Парфенон. Одновременно был сооружен монументальный портик с множеством ворот, замененный потом нынешними Пропилеями.
Такое внушительное зрелище являл собой Акрополь в 480 году до н. э., когда его
[smszamok]
захватили и разрушили персы. После побед у Саламина и при Платее (479 г. до н. э.) афиняне прежде всего занялись укреплением обороны города и перестройкой разрушенных памятников. Эти работы были завершены во второй половине V века Периклом. Авторами проекта нового храма, воздвигнутого в честь Афины-Парфенос (Афины-Девы) и поэтому названного Парфеноном (447—432 гг. до н. э.), были Иктин и Калли-крат, а прекраснейшие скульптуры в нем создал великий Фидий. Позднее, но по-прежнему в соответствии с первоначальной планировкой, на месте старого храма Афины возвели элегантный храм ионического ордера Эрехтейон (421—406 гг. до н. э.). Хотя это здание скромных размеров было посвящено Афине-Палладе, покровительнице города, афиняне придавали ему религиозное значение, выходившее за рамки традиционных культов. Особенно известна изящная лоджия, где шесть кариатид поддерживают перекрытие портика, ничуть не утрачивая своей грации. Согласно древней легенде, эти гордые женщины были обречены вечно нести позор жителей Карий, единственного города Пелопоннеса, который полностью перешел на сторону персов. Отсюда и пошло название подобных женских статуй.
С западной стороны Парфенона, на месте архаического портика, архитектор Мнесикл построил новые Пропилеи (437—432 гг. до н. э.), но украсил их иначе. Задуманные в строгом дорическом ордере, Пропилеи служат фасадом и главным входом великого святилища Акрополя. Затем, в 424 году, Калликрат завершил сооружение храма Афины-Ники, позднее обнесенного балюстрадой, украшенной статуями Победы. Внутри Акрополя, за Пропилеями, открывается большая площадка, по сторонам которой стоят различные культовые сооружения; на юге — святилище Артемиды Бравронии и Калькотека, прямоугольное здание, служившее арсеналом; на севере — бастион и дом аррефор, девочек, которых селили в Акрополе, чтобы ткать пеплос для Афины. На востоке площадка доходила до опорной стены террасы прежнего храма Афины, где возвышалась колоссальная статуя Афины-Промахос (Афины-Воительницы). Как рассказывает Паусаниас, греческий путешественник и писатель древности, этот монумент был такой высоты, что моряки, огибая мыс Сунион, с расстояния 50 километров могли различить гребень шлема и наконечник копья богини.
Так выглядел Акрополь в конце античного периода. Многие искусствоведы утверждали и утверждают, что на ММЛе нет ансамблей, равных Парфенону. Как писал греческий археолог Манолис Андроникос, тот самый, что недавно обнаружил гробницу Филиппа Македонского, «три больших сооружения, составляющих Акрополь, — Парфенон, Пропилеи и Эрехтейон — единят между собой исполняемые ими функции и смелость принятых архитектурных решений, свидетельствующих о новаторском духе Перик-ловой демократии». По мнению Андроникоса, Фидий оказал решающее влияние на проект Парфенона, разработанный Иктином и Кал-ликратом. Впервые в греческой архитектуре храм строился исходя из необходимости обеспечить определенное внутреннее пространство, которое и определяло его внешнюю форму. Дело в том, что такое условие поставил Фидий, желавший во всем блеске показать свою статую Афины из золота и слоновой кости.
И еще об одной особенности стоит напомнить, чтобы подчеркнуть неоценимое значение храма, спасти который призвана международная солидарность. Речь идет о пропорциях ансамбля, в частности об изгибе горизонтальных линий и наклоне вертикальных. Эти изгибы заметны на уровне основания (стилобат), архитрава (перистиль), украшений фриза (триглифы), антаблемента и фронтона. Поэтому стилобат здесь не плоская поверхность, как того требовала бы статика здания: в середине каждой его длины и ширины мы обнаруживаем вогнутость. Стены и колонны не отвесны, а слегка наклонены вовнутрь: на семь сантиметров колонны и на десять сантиметров угловые колонны, которые имеют диагональный наклон. Если внутренняя поверхность стен вертикальна, то внешняя наклонена вовнутрь. Таким образом объем храма вцисывается в пирамиду, а не в параллелепипед. Как отмечает Андроникос, реализация этих архитектурных тонкостей — «невероятное чудо». Достаточно представить себе, что каждый камень не прямоуголен, а трапецеидален и имеет свою особую форму, определяемую местом, для которого он предназначался, так как горизонтальные кривые и вертикальные склонения образовывали различные плоскости и углы.
Это несравненное архитектурное творение Фидий дополнил высеченными в камне украшениями; некоторые из них сохранились и поныне, являясь свидетельствами его творческого гения. По-видимому, нет сомнений в том, что скульптуры фронтона он выполнил сам с помощью ближайших учеников Алкамена и Агора-крита. В них запечатлены рождение Афины и спор Афины и Посейдона (бога моря) за владение Аттикой. Снаружи храма, по его периметру на метопах1 изображены борьба богов и титанов (восточный фриз), битва афинских героев с амазонками (западный), падение Трои Три бастиона с пушками образовывали мощное укрепление перед Пропилеями. Следовательно, чтобы подняться на Акрополь, нужно было миновать эти укрепления и шесть хорошо охраняемых ворот. Внутри цитадели из крупных глыб мрамора от разрушенных храмов была сделана площадка, на которой стояло около трехсот домиков, где жили военные из турецкого гарнизона со своими семьями.
Бесконечная грусть охватывает при мысли, что долгие века от конца античного периода до эпохи романтизма Акрополь оставался местом, совершенно не известным Западу. Священная скала мало-помалу превратилась в деревню под сенью Пе-рикловых колонн. Скопление домов, среди которых лабиринтом вились узкие улочки и там и сям виднелись сады масличных деревьев и мимоз, занимало участок от Пропилеи до небольшой площадки позади Парфенона и «душило» памятник. В храме сверкал купол турецкой мечети.
Первые работы по спасению памятников Акрополя восходят к 1833—1835 годам, когда был реконструирован маленький храм Афины-Ники. В последующие 11 лет укрепили развалины Парфенона и предприняли первые попытки поднять одну из рухнувших колонн. Одновременно были снесены все домишки и начаты археологические раскопки.
В 1898—1939 годах под руководством знаменитого греческого архитектора Николаса Баланоса были проведены восстановительные работы в четырех главных памятниках Акрополя и поставлены на место камни, валявшиеся на земле. Некоторые недостающие части были изготовлены вновь либо из мрамора, либо из железобетона, который тогда впервые стал широко применяться при реставрации древних памятников. В те годы еще тешили себя иллюзией, что знаменитые развалины Греции снова смогут бросить вызов векам. Но не прошло и тридцати лет, как пришлось признать, что проблема спасения Акрополя встает опять, причем в более трагической форме. С развитием промышленности появилось три новых источника бед: с каждым годом все более разрушительное воздействие оказывают загрязнение атмосферы, сталь и бетон и туризм. «Состояние памятника ухудшается адскими темпами, — писал Раймон Лемер, автор двух докладов об Акрополе, — и если не предпринять что-либо в ближайшее время, беда станет непоправимой.
Дело в том, что за последние 40 лет в Афинах произошли большие экономические, демографические и социальные преобразования, несовместимые с существованием древних памятников. Столица Греции из маленького и спокойного города со множеством исторических сооружений и скромных неоклассических зданий превратилась в огромную городскую агломерацию с населением свыше двух миллионов жителей, крупными промышленными предприятиями, гигантскими зданиями, международным аэропортом и высоким уровнем отравления окружающей среды. Архи-Гвктор Хараламбос Бурас отмечает, что городской пейзаж «день ото дня утрачивает связь с естественным рельефом местности, с точками отсчета классической топографии и с остатками зданий древно-бти; воздух Аттики, славившийся своей кристальной прозрачностью, («туманен дымом; к тому же город, и особенно Акрополь, наводнен Потоком туристов»5.
Чего не знал Баланос. Первая и самая опасная причина ухудшения Состояния памятников Акрополя — это загрязнение атмосферы. Оно особенно сильно дает о себе знать в таком городе, как Афины, поскольку он расположен в котловине, где скапливается газами дым, приносимый сюда юго-западными ветрами из огромной промышленной зоны, протянувшейся до Коринфа. Воздух «начинен» двуокисью серы, которая, как мы уже знаем, выпадает с дождем в виде серной кислоты. Именно это вещество является главной причиной разрушения мрамора, который за две с половиной ТЫСЯЧИ лет до этого был лишь поцарапан стихией. Дым заводов и .ко-Мльных центрального отопления содержит очень высокий процент двуокиси серы. Даже минимального количества влаги достаточно, Чтобы в мраморе начались разрушительные процессы и он превратился в гипс, который в свою очередь растворяется и вымывается дож-девой водой или же, вбирая копоть и пыль, образует корку, которая очень быстро крошится. Если еще учесть, что за двадцатипяти-ие к оное пребывание под дождем, градом, холодными ветрами мрамор портится и естественным путем, можно понять, почему вот уже. Несколько лет афинские шедевры подвергаются смертельной опасности.
Мало того, знаменитый реставратор Акрополя ввел в мрамор железобетон. Тогда не очень хорошо знали свойства этого материала, ставшего со временем символом современной цивилизации. Главное, было не известно, что с повышением температуры он расширяется больше, чем мрамор; из-за этого в нем образуются трещины, куда проникает влага, вызывая ржавение металлической арматуры. Третья причина порчи — еще одно явление, характерное для нашего времени, которому я посвящаю последнюю главу, — туризм. В результате его мощного развития исторические памятники атакуются все более многочисленными толпами людей. В 1975 году Акрополь посетили не менее трех миллионов человек: шесть миллионов ног прошли по местами очень хрупкому мрамору.
И еще одно основание для тревоги: прочна ли скала Акрополя? Не является ли поводом для озабоченности близость афинского аэропорта, учитывая, что это источник вибрации, не говоря уже о создаваемом им загрязнении атмосферы?
Работы по спасению драгоценного монументального комплекса предстоят сложные, трудные и займут много времени. План действий окончательно определится, когда специалисты будут располагать исчерпывающим диагнозом «болезни» памятников. Греческие власти и эксперты ЮНЕСКО считают, что на всю эту операцию потребуется пять — десять лет и что она обойдется в целом не менее чем в 15 миллионов долларов. Однако, чтобы не допустить разрушения ряда скульптур, прежде всего знаменитых кариатид Эрехтейона, на которые с особенной жестокостью обрушились атмосферные агенты, некоторые неотложные меры нужно предпринять уже сейчас. Сначала думали закрыть скульптуры прозрачным футляром с постоянной температурой, но потом решили перенести их в залы музея, откуда они вернутся на свое место, когда позволит состояние окружающей среды. Уже готовы копии, которые должны временно заменить их в портике Эрехтейона. Были также приняты «противотуристские» меры: в некоторых, особенно уязвимых местах уложены дощатые настилы, временно закрыт для посетителей вход в Парфенон и в крылья Пропилеи. Что касается прочности скалы, проводится целый ряд исследовательских работ. Речь идет, в частности, о составлении геологической карты, где будут указаны трещины и их направление, об изучении сезонных изменений уровня подземных вод и о системе осушения, и, наконец, об оценке ущерба, наносимого скале образованием льда, колебаниями водоносного горизонта и корнями растений.
Ведется изучение статического состояния верхней конструкции храмов, что потребует некоторого времени. Все памятники сооружены без применения скрепляющего раствора п I обтесанных и точно подогнанных друг к другу глыб мрамора Пен-деликона6.
Каждый из них обследуется прежде всего В точки зрения устойчивости всего сооружения против землетрясений и напора ветра. Затем определяется сопротивляемость различным испытаниям отдельных компонентов памятников.
Первый анализ включает, в частности, экспериментальное изучение явлений, воздействующих на Парфенон, методом «фотоупругости»; опыт проводится на пластмассе из синтетической смолы, которую подвергают действию поперечных сил, пропорциональных природным. Еще одно исследование, осуществляемое с помощью ультразвука и гаммаграфии, позволяет выявить трещины и пустоты внутри мрамора. Оба метода дают возможность измерить устойчивость материалов без взятия проб.
Работы по приведению в порядок Акрополя, которые, как ожидают, принесут успешные, то есть долгосрочные, результаты, начались с комплексного обследования его нынешнего состояния, своеобразной инвентаризации. Были сделаны подробные фотопланы, с небольшого аэростата фотографировалась поверхность скалы, составлялась опись валявшихся на земле архитектурных элементов. Было решено, наконец, построить новый большой музей, где будут выставлены все произведения, найденные в этом священном месте греческой цивилизации .
Что касается изменения городского пейзажа Афин в связи с охранными мерами в отношении Акрополя, то уже сделано следующее: запрещено строить поблизости крупные здания, разрабатывается план консервации Плаки, старого квартала у подножия скалы; освобождаются участки земли, необходимые для реконструкции старого Перипатоса и дороги, которая во времена Перикла шла вокруг Акрополя.
[/smszamok]
Некоторые из этих мер, возможно, будут осуществлены в скором времени, другие носят среднесрочный характер, третьи — долгосрочный.
Спасение Священной скалы Афин потребует применения самой современной техники, труда квалифицированных специалистов и значительных денежных средств. Но можно согласиться с мнением архитектора Буроса, что «нельзя назвать чрезмерными никакие усилия, направленные на то, чтобы в целости передать будущим поколениям это свидетельство цивилизации».
Сочинение! Обязательно сохрани - » Акрополь в опасности . Потом не будешь искать!