В «Путешествии на «Тригле» все события изображены в комическом ключе. Смешно, когда герой повести, сухопутный человек, художник, пишет картину красками, приготовленными на растительном масле, и эту живопись моментально съедают рыбы. Забавно, когда герой тщетно пытается травить тараканов дустом или путает ихтиозавра с бронтозавром. Но юмор писателя — добрый юмор, потому что рассказчик, участник экспедиции, отыскивающей на морском дне камни с отпечатками ископаемой фауны, в общем-то симпатичен. Его ошибки — ошибки неопытности, опыт же накопляется в общении с коллективом. Рассказчик именно потому, что он художник, по-своему избирательным взглядом видит таинственную и великолепную жизнь глубин — то «бархатных рыбок», морских ласточек, то рыбу-иглу, то ската, который «уходил, как огромная черная птица».

В рассказах Э. Шима, Г. Снегирева, неутомимого путешественника Н. Сладкова развертываются перед юными читателями картины жизни в тайге и на далеких Курильских островах, в лесах Подмосковья и на берегах северных рек. В творчестве Н. Сладкова мир предстает в новых красках и формах,, благодаря тому что писатель применяет в своем общении с природой новые методы ее изучения. «В подводном лесу» — рассказ о том, что видит человек, проникший под воду в маске и ластах. «За птичьими голосами» — книга, которая не появилась бы, если бы не возникла у исследователя мысль записывать пение и крики птиц на магнитофон. Магнитная лента сделала явным то, о чем догадывались, подтвердила существование системы звуковых сигналов в птичьем царстве.

Н. Сладковым разработан особый вид [smszamok] издания природоведческих рассказов —сочетание текста с фотоальбомом. В «Смелом фотоохотнике» иллюстрации не только виртуозны (как любовно сняты, например, звериные детеныши в лесу, сцены из жизни птиц и рыб), но учат ребят-фотолюбителей делать свои маленькие открытия в природе, а фотозагадки заставляют увидеть необычность и порою загадочность в самых простых явлениях.

Маленькие рассказы, а то и просто отрывки из рассказов Э. Шима, Г. Скребицкого, Н. Сладкова прочно вошли в книги для чтения в начальной школе. Они пробуждают в детях чувство прекрасного, учат наблюдать существенное в жизни природы, каким оно отражается даже в мелочах.

Большое место в чтении детей заняла биографическая повесть о людях науки, техники, выдающихся мастерах труда. Наряду с научно-популярными биографиями все чаще появляются биографии художественные, биографические повести. В таких произведениях, как «Правда путешествует без виз» Ю. Анненкова (о жизни и деятельности ученого-коммуниста, бесстрашного антифашиста и борца за мир Фредерика Жолио-Кюри), «Надо спешить» М. Поповского (о трудах и путешествиях большого советского ученого-биолога Н. И. Вавилова) воссозданы яркие образы выдающихся людей науки, зримые черты их исторического времени. Борьба за передовые научные идеи связывается с важнейшими явлениями в общественной жизни. Особый характер детского чтения, его установка на активность, самостоятельность читателя вызывали и появление нового вида книги — энциклопедии. В данном случае имеются в виду не справочные издания, а литературные произведения для детей, отличающиеся особой тематической широтой. Одна из первых детских энциклопедий, посвященная жизни родной природы,— «Лесная газета» В. Бианки *. Этот опыт продолжил в наши дни Н. Сладкое своей «Подводной газетой».

Как и в других работах Н. Сладкова, здесь много фотографий. Они дают документальное подтверждение разнообразному, подобранному по сезонам тексту, в котором есть практически все, что нужно знать юному человеку о мире вод: что делается летом и зимой в родных реках и озерах, в далеких морях и океанах, как самому наблюдать водную среду, как фотографировать под водой. Все это многоплановое содержание прослоено шуткой, анекдотом, забавной сказочкой. Последнее время создаются и маленькие алфавитные энциклопедии издательства «Детская литература». Каждая книжка з них — самостоятельное тематическое целое, но составленное из коротких рассказов, очерков, заметок. Многочисленные цветные картинки хорошо дополняют текст. Маленькие энциклопедии охватывают различные отрасли знания: биологию (Ю. Дмитриев. «Кто в лесу живет и что в лесу растет»), науки о Земле (Б. Ди-жур. «От подножья до вершины»), технику (А. Ивич. «70 богатырей») и др.

Новые черты развития приобрел в познавательной литературе очерк. В чтение детей младшего возраста вошли, например, научно-художественные очерки Г. Ганейзер «С севера на юг», М. Гумилевской «Где тепло, где холодно», в которых широко раскрывается зональное разнообразие ландшафта. В среднем возрасте такое чтение дополняется более сложной, насыщенной фактами литературой, как очерки В. Архангельского «Как я путешествовал по Алтаю».

В книге С. Баруздина «Страна, где мы живем» воссоздан доступный школьнику младших классов образ социалистической Родины. Поиск в этом направлении ведется и дальше — в книгах для более старших ребят: «Ты, Россия моя» В. Бахревского и Г. Цыферова. Это страницы публицистики, где поэзия помогает читателю в познании Родины и мира. Вне публицистики трудно представить себе книгу, в которой успехи социалистического строительства, научно-технического прогресса в нашей стране могли бы быть отражены так доходчиво, полно и доступно для школьного возраста. Откликом на прямые вопросы юных читателей, ответом на их горячее желание знать, что такое коммунизм, как станут люди жить, учиться, трудиться в обществе будущего, прозвучала книга «Про жизрь, совсем хорошую», произведение, которым его автор Л. Кассиль особенно дорожил. Писатель рассказал здесь и о будущем науки, дал простор детской фантазии, упомянув и об удивительных профессиях будущего (например, «астрального переводчика» для связи с внеземными цивилизациями), и о небывалых институтах и учреждениях, в которых наши далекие потомки будут заняты благоустройством жизни на своей планете. Возможен в научной публицистике и другой ход, когда, например, рассказывая о началах политической экономии соцка-: лизма, писатель широко пользуется приемами народного юмора, обращается к сказке, притче, поговорке, пословице, как это делает в «Азбуке нашей жизни» Е. Пермяк.

Занимательная книга — один из таких видов, причем наиболее разработанных и признанных. Занимательная книга в форме, доступной школьнику, в какой-то мере раскрывает единство мира и проистекающие отсюда связи между науками. Над «Занимательной минералогией» академик А. Е. Ферсман работал много лет и отразил в ней свой огромный жизненный опыт, наблюдения, почерпнутые в путешествиях, экспедициях, во встречах с виднейшими деятелями науки и простыми уральскими рабочими, выразил свою любовь к минералу как к одной из загадок природы, как источнику народного богатства, как незаменимому материалу для художника и архитектора. Энциклопедическая широта в подходе к избранной теме, патриотизм ученого, его умение верно в общих чертах обрисовать значение науки в коммунистическом обществе сделали «Занимательную минералогию» в некотором смысле эталоном советской познавательной книги для детей. Конечно, занимательными могут быть популярные произведения в любых областях знания. Тема книги Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями» — преобразующая роль человека в развитии зеленого мира — развернута на интересных примерах из истории, на судьбах растительных культур, освоенных и перемещенных людьми в пространстве.

Некоторые принципы занимательного изложения материала вошли и во многие книги, за последнее время широко распространившиеся в популярной литературе и посвященные основным направлениям научно-технического прогресса. В детской литературе не существует для них какого-либо установившегося термина, но условно их можно было бы назвать «проблемными».

Появление таких книг вызвано растущим интересом читателей к тем направлениям науки, с которыми связано освоение атомной и ядерной энергии, космического пространства, морских и океанических глубин, возникновение кибернетики, бионики, химии полимеров и т. д. Необходимо учитывать, что стремительные темпы научно-технической революции нашего времени быстро отражаются в книге для детей.

Например, «Число и мысль» А. Кондратова вводит читателя в общие вопросы математизации различных отраслей знания, знакомит с основами кибернетики, с принципами устройства электронно-вычислительных машин, показывает огромную роль «союза числа и мысли». Б. Ляпунов («Химия всюду», «Химия завтра») не стремится к углублению фундаментальных знаний школьника — ему достаточно и того багажа, который школа уже дала. Но он передает подростку богатую информацию о новом. «Химия всюду» — это рассказы не столько собственно о химии, сколько об участии химика в освоении земных недр, морских глубин, космического пространства, просторов севера. Химия как наука, по-новому перестраивающая мир, — основная тема книги «Химия завтра», построенной в виде своеобразного диалога между известными авторами научной фантастики и учеными.

Проблемные книги за последнее время создаются и для читателей среднего возраста. Например, книги К. Клушанцева «О чем рассказал телескоп», «К другим планетам» не только дают юным читателям первые представления о Земле и Вселенной, но удовлетворяют их техническим интересам, дают наглядное понятие об элементах устройства телескопа, ракеты, космического корабля, о воображаемых и реальных технических средствах, с помощью которых человек будет обживать Вселенную. В книге Е. Мара «Океан начинается с капли» читатель знакомится со множественностью аспектов понятия «вода»: вода — строитель, вода — ткач, вода —хранилище минералов, источник энергии, в том числе и водородной энергии будущего, вода — источник жизни.

Наряду с художественными энциклопедиями, такими, как «Лесная газета» В. Бианки или «Подводная газета» Н. Сладкова, создаются и энциклопедические книги как вид издания научно-популярной литературы. Элементы художественного рассказа переходят в них в систематическое изложение научных истин и фактов, доступное читателю школьного возраста.
[/smszamok]
Значительным достижением современной детской литературы можно считать выход книги «Большой дом человечества». Наряду с занимательными рассказами о Земле и Вселенной, о чудесном мире животных и растений составители включили в книгу тему «Вторая природа», где мир производства, мир техники представлен в наиболее ярких, запоминающихся явлениях. От выразительных фактов, относящихся к истории культуры, читатель переходит к «миру машин», где отобраны наиболее важные понятия и изобретения, связанные с техническим прогрессом: от колеса и ветряной мельницы до парового и электрического двигателя, автомата, «думающей» машины, реактивного самолета и космического корабля.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago