Прочитав это, ты узнаешь:
Мы уже определили, что спрос реализует желание и возможности покупателей приобрести какой-либо товар, а предложение — желание и возможности производителей продать этот товар. Причем эти желания, прежде всего определяются ценой, а также могут и изменяться под влиянием неценовых факторов. Впрочем, чтобы желание и возможности покупателей и производителей были реализованы, необходимо взаимное соглашение. Такое соглашение достигается на рынке вследствие взаимодействия спроса и предложения и установления рыночного равновесия.
[smszamok]
Ты научился строить кривые спроса и предложения. Эти кривые, взятые порознь, показывают, что происходит с объемом покупок и продаж, если цена изменяется. Но они не отвечают на вопрос, какая должна быть цена, чтобы соглашение состоялось. Для получения ответа на этот вопрос, наложим один на одного два графика, которые обозначают спрос и предложение, и получим график, который показывает взаимозависимость спроса и предложения товара, который нас интересует. В точке Е кривые пересекутся. В этой точке величина спроса количественно показывает величину предложения (<Зз = <За = ОБ) и цена Р1 выступает как это, что их уравновешивает. Цена Рх имеет название цена равновесия.
С помощью графика 15.1 определяем: за цену яблок 1 грн, за величину спроса (<3В) равняется 15 т яблок, величина предложения (С равняется 15 т яблок. Т.е., сколько товара поставлено на рынок по этой цене, столько и продано. Итак, можно записать условие равновесия: (}п: С3 = 15 т. За равновесной цены (в нашем примере Р = 1 грн) нет недовольных продавцов, ни недовольных покупателей. Ни один из них не может пожаловаться на невозможность сбыть или приобрести товар.
Теперь предположим, что цена на яблоки вследствие каких-то причин изменится и будет составлять 1,50 грн. В таком случае, часть покупателей не сможет приобрести товар, ведь они ограничены доходом. Итак, часть продавцов не сможет его продать. В нашем примере непроданными останутся 10 т яблок. Величина предложения ОБ превысила величину спроса ОБ на 10 од. Единый выход для продавца — снова снизить цену до 1 грн. Снижение цены уравновесит спрос и предложение.
При этом следует отметить, что снижение цены даже одним процентом заставляет других подражать ему, поскольку покупатели покупают у того продавца, который предлагает товар за низшую цену.
Запомни: за ценой равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж — такое равенство существует за любой цены. За
ценой равновесия количество продукции, в пределах которой потребители имеют намерение продолжать делать закупки, будет отвечать такому количеству продукции, какую производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только за такой ценой не будет наблюдаться тенденции к повышению или снижению цены.
Цены на рынке находятся в постоянном движении, вследствие изменений в предложении или спросе товаров. При условиях свободной конкуренции вследствие действия законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Тем не менее, рыночное ценообразование может быть затронуто деятельностью монополий, или вмешательством государства.
Например, государство волевым порядком устанавливает цены на хлеб, иностранную валюту, электроэнергию и другие товары и услуги. Эти цены, если смотреть по графикам, находятся выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «подлоги» и «стелы»:
В бытовом понимании пол находится внизу, а потолок — выше. В экономике принято противоположное представление, поскольку цена потолка ограничивает рост цены (движение цены вверх), то же и на графику будет находиться ниже точки равновесия. И наоборот, цена пола влечет снижение цены за границы этого лимита — поэтому на графике цена пола будет установлена выше точки равновесия.
Если на рынке случится что-то такое, что нарушит сформированное равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), тогда:
— фирмы-производители непременно отреагируют на смену рыночных условий. В частности, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос подскажет производителям, куда следует направить свои усилия;
— начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, вследствие этого сформируются новая рыночная цена и новый объем производства.
Рассмотрим возможные изменения равновесной цены на рынке глиняной украинской посуды. Если мы находимся в точке равновесия Е0, то количество продаж товара равняется <30 за цену Р0.
1. Проанализируем изменения цены и количества продаж под влиянием неценовых факторов спроса (график 15.4).
Ситуация 1.1. Предположим, что в Украину увеличился приток туристов, которые считают глиняную посуду красивым украинским сувениром.
Анализ. Данный фактор характеризует увеличение спроса. Это служит причиной сдвига кривой спроса по правую сторону положения Б. Ситуация равновесия изменится, и точка равновесия переместится в точку Э. При этом цена возрастет с Р0 к Р1 и количество продаж увеличится от 01 Д0$г
Ситуация 1.2 Предположим, что на украинский рынок завезено немалое количество пластиковой дешевой посуды.
Проанализировав влияние спроса и предложения на равновесную цену, приходим к выводу: цена будет возрастать или при повышении спроса, или при снижении предложения; цена будет падать, если спрос уменьшается или предложение увеличится.
Совет предпринимателю
• Рынок каждого товара, который вырабатывает ваша фирма, связан с многими другими рынками. Взаимозависимые рынки можно поделить по таким признакам:
1) использование одного товара как сырья для производства другого (рынок дерева и столов);
2) использование одного и того же сырья для изготовления разных товаров (столы и дверь);
3) изготовление товаров-субститутов (стульев, кресел, табуреток);
4) изготовление товаров-комплементов (стол и стул).
Если случились изменения на одном рынке, тогда непременно, будто за эффектом «домино», состоятся изменения или в спросе, или в предложении на других рынках. Предприниматель должен предусматривать изменения на взаимозависимых рынках, лишь бы правильно отреагировать изменением цены на свой товар.
3. Рассмотрим, как изменит ценау на свой товар производитель шнурков, если он прочитал в газете сообщения об эпидемии среди большого рогатого скота.
3.1 Большой рогатый скот — источник кожи. Падеж скота резко увеличивает предложение кожи в краткосрочном периоде. На рынке кожи случится изменение рыночного равновесия (график 15.6)
3.2 Кожи стало больше за меньшую цену. Кожа — сырье на рынке обуви, предложение увеличивается, и призводство сдвига кривой предложения по правую сторону. Как следствие — на рынке цена уменьшается, количество продаж увеличивается.
3.3 Если количество обуви, которая выпускается, возрастает, спрос на шнурки также увеличивается. Цена на шнурки изменяется, количество продаж тоже. (график 15.7)
Итак, производитель шнурков может увеличить свою прибыль, если в кратковременном периоде повысит цену на свой товар.
Давай повторим
• Равновесная цена — такая цена, за которой величина спроса равняется величине предложения.
• Равновесный залог рынка изображается графически точкой сечения кривых спроса и предложения.
• Уравнение рыночного равновесия: 00 = 23.
• За 00 > 05 возникает дефицит товара или услуг. Государство может создать такую ситуацию, устанавливая «потолок» цен.
• За 05 > 00 образовываются излишки товаров или услуг. Такая ситуация возникает вследствие государственного вмешательства через «цены пола».
• Рынки товаров и услуг взаимозависимые.
• Равновесная цена возрастает, если спрос на рынке увеличивается или предложение уменьшается.
• Равновесная цена уменьшается, если спрос на рынке падает или предложение товара увеличивается.
[/smszamok]
Проверь себя
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…