До Второй мировой войне важной особенностью внешнеэкономического отношения стран Центральной и Юго-Восточной Европы была ориентация на ведущие капиталистические государства, на которые приходилось 80% их внешней торговли. В общем объеме торговли Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии тогдашний Советский Союз занимал возле 1%, а их взаимная торговля составляла не больше 15%. Ведущие позиции во внешнеэкономической деятельности этих стран, кроме Советского Союза, имел частный сектор, государство практиковало в основному экономические меры управления внешнеэкономической деятельностью.
После Второй мировой войны, в частности в результате создания 1949 г. Ради Экономической Взаимопомощи, внешнеэкономическая политика восточноевропейских стран существенным образом изменяется, ее основой становится стратегия усиления взаимного регионального сотрудничества (удельный вес взаимной торговли от 1950 г. к 80-конца х лет с небольшим отклонением равняла почти 60%), развитие планово-административной модели сотрудничества и координации народнохозяйственных планов восточноевропейских стран и доведение их обязательных показателей к непосредственным производителям. Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность стала основанием проведения активной политики протекционизма в странах региона. Координация народнохозяйственных планов, которая отображала во внешнеэкономической сфере господства общенародной собственности во всех странах, плановое распределение на государственном уровне импортной продукции, особая система расчетов на основе переводных карбованцев закрывали, в сущности, рынок этих стран для производителей других государств, оказывали содействие их развитию. Это в конце концов вызвало отставание экономического развития, снизило конкурентоспособность национальных экономик восточноевропейских стран, привело к уменьшению их участия в мировой торговле. Изменение модели социально-экономического развития, важное преобразование отношений собственности, решительный поворот к формированию рыночных основ народных хозяйств обусловили кардинальную трансформацию внешнеэкономической политики стран региона. Первой и главной особенностью современного этапа развития внешнеэкономического отношения восточноевропейских государств есть отказ от государственной монополии на внешнеэкономические связи, демонтаж планово-административной, жестко централизованной системы управления внешнеэкономической деятельностью. Это нашло и находит выявление в:
Тенденция диверсификации внешнеэкономических связей поддерживается политикой восточноевропейских стран, некоторые из них, прежде всего Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, ставят перед собой мету вступить к 90-конца х лет в ЕС. Этой же цели оказывает содействие экономическое сотрудничество на основе дво- и многосторонних соглашений. Расширению участия восточноевропейских стран в международном разделении труда, усилению открытости национальных экономик оказывает содействие их вступление и активное участие в деятельности международных экономических организаций: Международном валютном фонде, Международному банку реконструкции и развития, Генеральному соглашению по торговле и тарифам, Европейскому банку реконструкций и развития и др. Рыночные реформы в странах региона, либерализация внешнеэкономической деятельности, переход к взаимным расчетам в свободноконвертируемой валюте оказывали содействие изменению товарной структуры их внешней торговли. Низкая конкурентоспособность продукции стран региона в условиях открытости национальных экономик была главной причиной резкого сокращения частицы промышленных товаров во взаимной торговле. При этом в условиях сокращения объемов взаимной торговли выросший удельный вес сельскохозяйственной и химической продукции, сырья. Так, частица машин и оборудование в польском экспорте в Венгрию снизилась с 53-55% в 1988- 1989 pp. к меньше чем 10% в первой половине 1992 p.; за это время соответствующая частица в венгерском экспорте в Польшу упала с 56-58% до 27%.
Новых черт приобретает внешнеэкономическое отношение стран региона в условиях возникновения новых восточноевропейских стран: Беларуси, России, Украины, Хорватии и др. Прекращение существования на 90-начала х лет как единых государств СССР, СФРЮ, Чехословакии, с одной стороны, усиливает международную государственную конкуренцию производителей разных стран, с другого — ставит новые восточноевропейские страны перед необходимостью согласовывать и координировать внешнеэкономическую политику. При этих условиях формирования национальной внешнеэкономической политики суверенных государств тесно переплетается с интенсификацией интеграции восточноевропейских стран в международное разделение труда.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…