Учебный план начальной школы. Курс арифметики.

Вместо  ранее принятых и широко используемых многочисленных трафаретных упражнений с решением примеров на  сложение   (а  затем  на  вычитание)  сначала  однозначных,   а потом многозначных чисел и столь же обособленной тренировки детей  в  дальнейшем  на  выполнении  действий  второй  ступени (умножения и деления), новая программа предлагает детям одновременно работать над множествами и над числами, взаимоотношениями  чисел  в  натуральном  ряду,   формированием  понятия равенства и неравенства  и других  теоретических  знаний.   Для усвоения основных действий с этим содержанием детям даются разнообразные упражнения (задачи) с разными числами. Например, даются задания для начинающих:

«Увеличьте (уменьшите) на 1 числа 5, 7, 9. Запишите эти примеры и решите их».

«Вставьте  пропущенные   знаки   >,   =   или < :   5 + 1 … 5;

9 … 9 + 1».

«Вставьте пропущенные числа:

6 + … = 7        7 — … = 6

□ + 2 = 5         О — 3 = 1».

При решении таких заданий ученик использует действия сложения и вычитания, раскрывая связи, существующие между числами в пределах десятка, и познавая закономерные зависимости более общего порядка, существующие между компонентами и результатами математических действий. «В процессе изучения сложения и вычитания многозначных чисел закрепляются и обобщаются знания свойств этих действий».

В III классе в работе над усвоением действий умножения и деления продолжается формирование не только вычислительных навыков,  но  и теоретических  знаний,  лежащих  в  основе  этих навыков. Эти знания отражают все более глубокие и общие закономерные  связи,   составляющие  суть  математических  зависимостей. Овладение этими отношениями, доступными детям 7—9-летнего возраста, обеспечивает не только более быстрое и прочное усвоение изучаемого в каждой теме содержания, но и целостный и  осмысленный   характер   усваиваемых   знаний,   что   позволяет ученикам свободно, правильно и доказательно применять полученные знания при решении новых примеров и задач. Вместе с тем,  требуя  от учеников  постоянной мыслительной активности и вариантных умственных действий со строго подобранным материалом, эта система математических заданий обеспечивает быстрое и успешное развитие высших форм логического мышления детей начиная с I класса. Активная и результативная деятельность школьника порождает у него интерес к математике.

На тех же принципах построена и работа над усвоением грамматики и правил правописания. Авторами современной программы (Н. С. Рождественским, Т. Г. Рамзаевой, С. Ф. Жуйковым и др.) упражнения составлены так, что требуют от детей одновременной работы над морфологическим составом слова, его произношением (фонетика) и правописанием (орфография). Все эти аспекты изучения слова определяются его смысловым значением (семантика). Например, выделяя в слове корень, ученик определяет его орфограмму; подбирая однокоренные слова, ищет сходство звучания и смысла, различает фонематический «рисунок» слова, сравнивает звучание корня в разных родственных словах,   определяет   ударение:   «Снег — снегирь,   …,   долина — даль».

В конце II класса дети сами не только подбирают проверочное слово для определения правописания безударной гласной в корне, но и доказывают правильность своего решения, в том числе о правописании тех слов, в которых невозможно проверить неясный звук. Например: «Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова шелестят, нужно подобрать однокоренное слово с ударными гласными звуками в корне «шелест». В ударном слоге пишется буква е, значит, и в слове шелестят в первом слоге нужно писать букву е. Во втором слоге гласную проверить нельзя: Не подобрать однокоренного слова с ударными гласными звуками во втором слоге». В данном примере конкретизируются существующие между разными сторонами языка связи, делающие каждое усвоенное» учениками отдельное понятие («однокоренные слова», «корень», «безударный звук» и др.) связным и осмысленным знанием. Важнейшими связями для усвоения младшими школьниками представлений и понятий в работе над материалом любого содержания являются причинные и функциональные связи (связи действия, назначения и использования). Для формирования основ складывающегося у школьника мировоззрения решающую роль играют именно причинные связи. Раскрытие этих связей в работе над любым содержанием: историческим, природоведческим, на уроках литературы (чтения) и математики — необходимое условие формирования у школьников основ материалистического миропонимания.

Следует вспомнить слова И. М. Сеченова, утверждавшего, что «уединенные знания недолговечны». Поэтому в новых программах сделаны попытки реализовать не только те внутрипредметные связи, примеры которых были приведены выше, но и межпредметные связи. Ю. А. Самарин показал, что совершенствование знаний выражается прежде всего в изменении и усложнении их структуры, причем это усложнение выражается в опоре на все более сложные связи, начиная с наиболее элементарных и простых, линейных (локальных) и кончая внутрипредметными и межпредметными. Опора на межпредметные связи часто возникает в процессе применения знаний, например: на уроках математики — понятий, усвоенных в работе по труду, в работе над литературным произведением, или на уроках пения — представлений, полученных во время экскурсии но теме природоведения. Такое применение знания в новой области есть его закрепление и форма практической реализации.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago