Творчество Михаила Михайловича Пришвина (1873—1954), большого мастера советской литературы, обширно и многогранно. Неутомимый путешественник и знаток жизни народа, наделенный необычайно тонким чувством прекрасного в природе и человеке, Пришвин счастливо сочетал в себе ученого и художника. Начиная от ранних произведений и кончая такими совершенными, как «Фацелия», «Лесная капель», писатель искал в природе человеческое, в образах и явлениях мира животных и растений находил отражение собственных чувств и раздумий о сущности жизни. Реализм Пришвина — не приземленное копирование действительности, а постижение родственных связей между природой и людьми, он рожден мироощущением человека — творца и созидателя, призванного к устроению природы для человеческого блага. Это чувство родственной связи со всем живым близко мироощущению нормально развивающегося ребенка. Оно-то и сделало Пришвина прекрасным писателем для детей. Из собранных за долгую жизнь наблюдений и впечатлений охотника и натуралиста, неутомимого странника и собирателя фольклора черпал писатель и сюжеты своих детских рассказов.
Творчество писателя для детей началось в 20-е годы и продолжалось всю жизнь. Широко известны и вошли в школьные хрестоматии
[smszamok]
«Матрешка в картошке», «Ярик», «Еж», «Рассказы егеря Михал Михалыча», «Колобок», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок». В военные и послевоенные годы выходят «Соловей» («Рассказы о ленинградских детях»), «В краю дедушки Мазая», «Кладовая солнца», сборник «Золотой луг». Рассказы Пришвина всегда сюжетны, но в самом сюжете кроется глубокая связь между человеком и всем миром живого в природе. Поэтическая прелесть рассказа «Лисичкин хлеб» в том, что маленькая Зиночка поверила дедушкиной выдумке о «лисичкином хлебе», обнаружившемся в тяжелой охотничьей сумке. Но поверила девочка этой выдумке потому, что дед рассказал ей и про рябчика и даже дал посвистеть в дудочку «по-рябчиному», и про то, как лечатся деревья «смолкой». Если деревья в лесу сами умеют лечиться, почему бы не быть правдой и «лисичкину хлебу»?
В рассказе «Ребята и утята» отражен в малом зеркале конфликт— исконный, древний конфликт человека и природы. Ребятишки закидали было шапками дикую уточку-чирка после того, как переловили ее птенцов. Эмоциональная сила рассказа в том, как автор показывает волнение матери: «бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов», сидела на близком холмике парового поля «с раскрытым от волнения ртом». Вот почему, когда утята возвращены маме, радость ребятишек передается и читателям.
Возможность дружбы, близости, теплоты в отношении к беззащитному перед человеком зверьку определяет ход рассказа «Еж». Поступки хозяина-человека и ежика-гостя в начале этого коротенького повествования ни в чем не совпадают: человек курит, читает газету, пишет за столом. Потом оказывается, что ежик, осмотревшись, начинает вести себя в комнате, как на лесной поляне: делает из газеты гнездо, таскает туда яблоки из завалившегося мешка.
«Так вот и устроился у меня жить ежик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест».
Часто сюжет рассказа кроется в тонком наблюдении, по-новому раскрывающем таинственную жизнь природы. Цветы одуванчика к вечеру сжимают, как ладонь, свои лепестки и прячут все желтое, а с восходом солнца опять «раскрывают свои ладони», выставляя желтое, и луг снова становится золотым («Золотой луг»).
Произведения писателя для маленьких детей предельно лаконичны. Пришвин прекрасно учитывает особенности восприятия ими художественного текста, относительно быструю утомляемость малышей. Всего лишь несколько строк в таких маленьких шедеврах, как «Глоток молока» или «Осинкам холодно», но и в них отразилась частица той трогательной любви к живому, которую понемногу, исподволь, но настойчиво воспитывает автор в своих маленьких читателях.
«Оригинальнейшим русским художником» называл Пришвина М. Горький. В проникновенном изображении русской природы, в удивительном по полноте слиянии научного и художественного познания действительности Пришвин «достиг совершенства, небывалого в русской литературе». До него, как отмечал А. М. Горький, «так писать никто не умел».
Среди послевоенных произведений Пришвина «Кладовая солнца» в особенности заслужила широкое признание у детей и взрослых. Эта повесть — сказка военных лет о мужественных детях из района древнего города Переславля-Залесского. Дружные между собой, трудолюбивые и умелые, эти крестьянские ребята, оставшиеся сиротами во время Великой Отечественной войны, самостоятельно ведут свое хозяйство, во всем подражая родителям, которых уже нет с ними. Настя каждый день «встает по трубе пастуха», и весь день эта «золотая курочка на высоких ножках» проводит в хлопотах. Митраша на два года моложе сестры, но помогает ей по хозяйству и к тому же еще изготовляет для соседей лоханки и бочонки (этому ремеслу научил его отец). Настя и Митраша отправились к страшному Блудову болоту за клюквой, но в дороге поссорились и пошли по разным тропинкам. Настя нашла богатое клюквой место, много набрала ягод и, стараясь набрать еще больше, забыла о брате. А Митраша забрел в болото и едва не погиб, но сумел выбраться с помощью сильной охотничьей собаки Травки. Потом мальчик убил из ружья матерого волка, получившего прозвище «Серый помещик», а Настя тоже сделала хорошее дело: отдала всю собранную клюкву эвакуированным из Ленинграда детям.
Этот нехитрый по сюжету рассказ под пером мастера приобретает черты волшебной и торжественной сказки, в которой активно действуют и звери и птицы и каждый ее участник выступает как носитель идеи добра или зла. Глубокой преданностью к людям полна Травка, тоскующая по умершему хозяину. Лютой ненавистью ненавидит людей «Серый помещик». Утопая в болоте, Митраша слышит горестный плач чибиса, голоса сорок. Маленькие, но хозяйственные люди, занятые трудовыми заботами, Настя и Митраша здесь, в лесу, среди торфяных болот, живут общей жизнью с прекрасной родной природой. Писатель тонко, без нажима, но глубоко и верно раскрывает это родство и вместе с тем дает нравственную оценку их поведения: охваченная жадностью Настя не замечает лося, который, в свою очередь, не видит в ней в этот момент человека.
Сказочная повесть написана необыкновенно уплотненно, в ней отразились не только наблюдения натуралиста, но и длительные раздумья художника, его светлый взгляд на жизнь, любовь к людям труда. За неспешно развивающимся действием вырисовываются величественные образы природы, ее загадки и тайны, которые не сразу, а только при повторном чтении начинают привлекать внимание читателей-детей. Таково ритмичное, сказовое по тону обращение автора к птице-ворону: «Живешь ты, может быть, сам триста лет, и кто породил тебя, тот в яичке своем пересказал все, что он тоже узнал за свои триста лет жизни. И так от ворона к ворону переходила память обо всем, что было в этом болоте за тысячу лет. Сколько же ты, ворон, видел и знаешь и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь к сестре на своих могучих крыльях весточку о брате, погибающем в болоте от своей отчаянной и бессмысленной смелости!»
Трагедия разъединения человеческого и нечеловеческого в природе разрешается, однако, радостно, оптимистически.
Таков скрытый подводный ход нравственного начала в этом глубоком и поэтичном произведении. А где-то рядом течет в сказке и ее сильная познавательная струя, мысли о богатствах торфяного болота, за многие тысячи лет накопленных работой солнца, о прошлом Блудова болота, остатка древнего, когда-то разливавшегося здесь моря.
Точно так же познавательное искусно переплетено с эмоциональным, человеческое — с природным, мечта — с действительностью и в повести о людях, создающих на Кольском полуострове пчеловодство,— «Заполярный мед» (1951). Завершая свой творческий и жизненный путь, писатель с особенной теплотой написал о «милых людях», открывших мед на далеком севере, об «Эльзе из тундры» — девушке, чей труд радостен и по-своему героичен. Породнившийся с природой, внимательный и мудрый наблюдатель, Пришвин зорко смотрел в будущее и хорошо понимал необходимость научного подхода к использованию и умножению природных богатств. Писатель говорил, обращаясь к подросткам, на слете юных туристов:
[/smszamok]
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять,— их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе—вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Все произведения замечательного русского писателя участвуют в решении этой большой задачи современности — охранять природу, охранять чувство Родины в человеке.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…