Темы героизма, патриотизма, воспитания в драматургии

Многие современные поэты, создавая свои произведения, тут же завоевывают любовь и доверие маленьких читателей. К ним относится Юрий Коринец, поэт с чистым лирическим тембром голоса, романтик просторов, страстно влюбленный в Север, поэт неспокойный, порывистый, которому неведомо сонное благополучие, покойный душевный комфорт. Герои стихов Коринца —- люди трудной судьбы, неналаженного быта, влюбленные в труд, находящие в этом свое счастье. Они постоянно заняты делом: гнут колеса, режут ложки, вяжут сети, сплавляют лес. В стихах поэта живут простые полновесные слова, вызывающие к жизни картины крестьянского труда и быта,— печь, лавка, сено, корова, поветь. Источник вдохновения для него — красота русской природы и русского человека. Картофельное поле рождает у художника ассоциации с самыми прекрасными ландшафтами и становится героем стихотворения.

Книги Коринца — «Лапки», «Туесок», «Таинственный дом», «Лесовик», «Круглый год хоровод», «Суббота в понедельник» и другие — говорят о незаурядности поэтического мышления поэта. В его стихотворных циклах сказочно оживают и ведут разговор [rkey]старый дом, поморский туесок, Воже-озеро, река, мост, маяк… Поэт приоткрывает такие уголки природы, которые не блещут яркой красотой, но полны неизъяснимого очарования. Он учит детей зорче видеть и острее слышать: Ты думаешь, что тишина Бывает звуков лишена? Ты думаешь, она мертва И ей неведомы слова? А кто же с нами говорит, Когда в ночном костер горит? Кто шепчет тихие слова, Когда колышется трава? Кто прозвенит то стрекозой, То комаром в тени лозы, Тревожит нас перед грозой И удивляет в час грозы? Недремлющая тишина Всегда по-разному слышна. Такое раскрытие удивительного в обычном, затаенного в открытом, сказочного в реальном говорит о несомненном таланте поэта-романтика. Он позволяет услышать тишину, стать ближе к природе, к, ее красотам и тайнам, открывая перед детьми-читателями мир звуков, которыми наполнена природа. И внутренний мир самого автора, человека, чуткое ухо и верный глаз которого услышит и подметит много скрытого от людей, раскрывается перед читателем.

Все чаще в лирике для детей наряду с обычными радостями и заботами появляются мысли и чувства, свойственные детству XX века. В стихах последних лет можно увидеть ребенка не только играющим, прыгающим, но и задумчивым, наблюдающим за чем-то пристально и упорно. Поэты учат ребят глубже и тоньше чувствовать. И даже стихотворная акварель М. Борисовой «Золотой кораблик» полна различных настроений:

Над грохотом и пылью, Над шумной суетой Плывет на тонком шпиле Кораблик золотой. Над ним летают чайки, Звезда горит вдали. Он бы и рад причалить, Да в небе нет земли.

Такая поэзия наполнена философскими раздумьями, психологизмом, в ней чувствуется глубокий подтекст. Психологизм стал отличительной особенностью детской литературы в последнее десятилетие— и прозы и поэзии.

В стихотворении «Как увидеть зимой сиреневый сад» Овсей Дриз подводит ребенка к размышлениям о сложных философских понятиях «радость», «счастье», «человеческая фантазия». И. Малярова в стихотворении «Портрет Инфанты» и в других произведениях учит школьника всматриваться в великие произведения живописи, видеть их нетленную красоту. Наслаждение всеми радостями жизни — большими и малыми, начиная от радости завести новую тетрадку и кончая радостью творчества, когда «снежок искрился, как стишок, стишок лепился, как снежок, и руки жег», заключено в книге стихов А. Крестинского «Солнце на гвозде». Л. Мочалов, Н. Слепакова, Л. Куклин осторожно раздвигают границы представлений ребенка о природе, развивают зрение и слух, учат различать не только основные тона, но и многочисленные оттенки. Внимание к душевному миру ребенка, тонкая педагогическая направленность —характерные черты современной советской поэзии для детей. Жизнь, советская действительность ставит перед нею новые задачи, решить которые призваны поэты для детей.

Плодотворными поисками отмечена и послевоенная детская драматургия. Большим успехом еще в военные и в первые послевоенные годы у зрителей-ребят пользовались инсценировки таких произведений, как «Сын полка» В. Катаева, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Два капитана» В. Каверина.

Темы героизма, патриотизма, интернационального воспитания разрабатываются в детской драматургии первого послевоенного десятилетия, например, в пьесе С. Михалкова «Я хочу домой!». Ее действие развертывается за границей, в приюте для детей, вывезенных гитлеровцами из России. Автора волнуют острые проблемы, которые решаются в пьесе психологически оправданно доступными детскому восприятию средствами (приключенческий сюжет, юмор). В конце 40-х и начале 50-х годов в некоторых драматических произведениях появилась тенденция к узкому освещению проблемы школьной жизни («В начале мая» В. Любимовой, «Барышня» В. Губарева»). Положительные персонажи подобных пьес были лишены внутреннего развития, походили друг на друга. Конфликт в них подменялся пропагандой отвлеченных моральных норм. В ходе развития сюжета главный персонаж обычно совершал проступки, которые дружно осуждались коллективом. Пьесы завершались благополучно: заблуждавшийся товарищ возвращался в коллектив.

Начиная со второй половины 50-х годов, с приходом в детскую драматургию таких писателей, как В. Розов, А. Хмелик, М. Шатров, изменился подход к темам школьной и пионерской жизни. В их пьесах появился новый герой — подросток думающий, противоречивый. Писатели запечатлевали его в сложнейший период формирования характера (Колька Снегирев из пьесы А. Хмелика «Друг мой, Колька!», Миша Балашов из пьесы М. Шатрова «Место в жизни», Вадим, Андрей, Галя, Алексей из пьесы В. Розова «В добрый час!»). В драматургии для детей на протяжении ряда лет идут активные поиски новых сценических форм, особенно в жанрах сказки и бытовой комедии. Эти жанры обращены прежде всего к младшим школьникам, поэтому авторы пьес стараются сочетать живую, зрелищную форму с интересным современным содержанием. Наиболее успешно удалось соединить народность сказки и живую современность Е. Шварцу в пьесе «Два клена». Василиса— работница и ее три сына — главные персонажи пьесы-сказки. Мать, которой после гибели мужа-богатыря Данилы пришлось бороться с врагом, учит своих детей побеждать злую волю Бабы-Яги смелостью, любовью к труду, благородством.

В основе пьесы спор Василисы с Бабой-Ягой, извечный спор человека, который постоянно работает, с бездельницей, всю жизнь «надрывающейся», чтобы ничего не делать и «жить по-царски». Василиса и ее дети побеждают Бабу-Ягу, и это символизирует победу творческой, трудовой основы жизни. К сказке для детей в драматургии обращаются многие писатели 50—60-х годов: С. Маршак («Горя бояться — счастья не видать»), М. Светлов («Любовь к трем апельсинам»), В. Катаев («Цветик-семицветик»), Е. Гвоздев («Сказка о девочке-неудаче»), В. Коростылев («Димка-невидимка»).

Пьеса В. Коростылева и М. Львовского «Димка-невидимка» состоит из трех одноактных водевилей. Герой ее —Димка сначала мечтает достать шапку-невидимку, чтобы исправить свои «двойки» в классном журнале, потом готов отправиться в путешествие «из бухты Барахты» на пиратском корабле, лишь бы не учить арифметику, и, наконец, согласен очутиться в сказочной стране, где ничего не нужно делать самому. Его друзья, ребята-старшеклассники, каждый раз разыгрывают спектакль, помогающий Димке понять, что было бы с ним в случае осуществления его желаний.
[/rkey]
Играют все участники спектакля, и только Димка воспринимает все всерьез. (Остроумный сюжет позволяет показать на сцене самые неожиданные события.) Димка попадает в фантастические ситуации и убеждается, что с ложью и лодырничеством жить неинтересно. Основная мысль пьесы откровенно дидактична, но драматургическое воплощение ее в юмористическом и приключенческом сюжете прозвучало по-новому, свежо и занимательно для детей младшего школьного возраста.

Драматургия для детей занимает существенное место в советской детской литературе 50—70-х годов. В ней отражаются те же процессы, которые характерны для всей советской детской литературы современного периода.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago