В Индонезии все исторические памятники — будь то ворота, храмы или термы — называются чанди. Жители ближайших деревень часто даже не ведают о существовании многих из них. Чанди обычно носят имена ближайших населенных пунктов; бывает и обратное, то есть деревня принимает название чанди. Однако о чанди Боробудур трудно сказать, носит ли он название стоящей рядом прелестной деревни, или она названа в честь храма.
В некоторых яванских летописях XVII века упоминается гора Боробудур. Около 200 лет спустя, в 1814 году, когда Индонезия была английской колонией, губернатор Томас Стэмфорд Раффлз, кому мы обязаны повторным открытием памятника, узнал, что в деревне Бумисегоро был храм, называвшийся Боробудур. Следовательно, это название, вероятно, и было первоначальным. Об этом, однако, нет и следа ни в одном старинном документе. В старой яванской рукописи 1365 года — «Нагаракертагама» «Будуром» называется буддийское святилище секты ваджратхара. Возможно, речь идет о Боробудуре, но это предположение не подкрепляется доказательствами. Словно для того, чтобы подлить масла в огонь разгоревшегося спора, одна ближняя деревня называется Боро, но истолковывать «Боро-будур» как «святилище Будды деревни Боро» противно правилам яванского языка, которые требуют обратного порядка слов, то есть Будурборо. Раффлз высказал мнение, что «Будур» соответствует современному яванскому слову «будда», которое означает «старый». В этом случае «Боро-будур» переводится как «старый Боро». Но по другой, весьма часто выдвигаемой гипотезе, «Боро» означает «великий», д «Будур» — не что иное, как Будда. Действительно, слово «боро» переводится как «досточтимый», так как происходит от «бхара», почтительного префикса в старом яванском языке. Отсюда: «Святилище досточтимого Будды». Есть и другие гипотезы, но они тоже малоубедительны. Все эти теории основываются на соединении слов «боро» и «будур».
Один ученый, Де Каспарис, попробовал идти ийым путем. Изучая старинные документы, он обнаружил, что в двух надписях на камнях, датированных 842 годом н. э., встречается слово «Бхумисамбхарабхудхара», означающее «святилище, посвященное культу предков». Проведя тщательный анализ местных религиозных традиций и кропотливо восстановив географию района, Де Каспарис заключил, что святилище Бхумисамбхарабхудхара — не что иное, как Боробудур, и что изменение названия является следствием упрощения, происходящего во всех разговорных языках. И мне именно такая интерпретация кажется наиболее логичной, во всяком случае потому, что она весьма прочно привязана к истории и географии Явы’.
Чанди Боробудур построен на природном холме продолговатой формы, вершина которого была выровнена и превращена в площадку. Сооружение покоится на квадратном основании, сторона которого имеет длину 123 метра и которое занимает около гектара земли, то есть такую же площадь, как пространство между четырьмя опорами Эйфелевой башни. На этом основании ступенчатой пирамидой возвышаются террасы, каждая из которых обнесена балюстрадой. Протянувшиеся на три километра стены четырех нижних прямоугольных террас покрыты 1460 барельефами и украшены 462 статуями Будды, ориентированными на четыре стороны света. Еще выше — три круговые террасы, на которых стоят 72 ажурные колоколообразные ступы со статуей Будды внутри. Наконец, на высоте около 35 метров над землей сооружение завершает большая закрытая и пустая ступа, символизирующая созерцание Высшей истины, или нирвану.
По лестницам, идущим в середине каждой стороны пирамиды, можно подняться в верхнюю часть храма. Еще одна лестница, пересекая коридоры нижних террас, ведет прямо на круговые террасы. Главный ход находится с восточной стороны. Отсюда начинается повествование о жизни Будды, изображенное в барельефах, общая протяженность которых достигает пяти километров. Наконец, ступени, карабкающиеся по склонам холма, соединяют нижнюю площадку с основанием. Большие каменные львы — их всего 32 — несут стражу у входов и на разных уровнях пирамиды.
Для храма Боробудур характерны оригинальные элементы, явно отличающие его от других индонезийских чан-ди, а также, как мы увидим в дальнейшем, от других памятников буддизма в разных азиатских странах. Поэтому некоторые ученые утверждают, что это ступа, а не чанди.
Первоначально ступы служили для хранения реликвий Учителя — Будды. Позднее в них погребали тела особенно почитаемых буддийских святых. Но в некоторых случаях ступа сооружалась просто как символ буддийской веры. Чанди же задумывался главным образом как обитель бога, но без реликвий он не мог бы выполнять такую роль. Поэтому в чанди специально отводились места для ковчежцев, в которых содержались не мощи, а металлы, драгоценные камни или зерна, символы бога и божественной силы.
Однако в чанди Боробудур ничего подобного не найдено, и маловероятно, что в нем помещались бренные останки. Для этого, видимо, были предназначены другие ступы меньшего размера, некоторые из которых были обнаружены в начале века.
Установить, является ли храм Боробудур чанди или ступой, было бы важно для правильного истолкования его структурной композиции. В самом деле, в последнем случае большая ступа являет собой не просто элемент, завершающий памятник, но его главную часть, основанием для которой служат девять террас. Доктор Сукмоно, известный историк индонезийского искусства и секретарь Национального бюро реставрации Боробудура, с которым я долго беседовал о храме, его истории и символике, считает, что о ступе и речи быть не может. По его мнению, строители храма наверняка были способные архитекторы и обладали большим эстетическим вкусом, а поэтому никогда не задумали бы памятника, главный элемент которого — большая ступа — подавлялся бы величиной основания. С другой стороны, нечего думать, что стройку, для которой понадобилось 55 тысяч кубических метров камня, могли начать и вести без связного плана. Следовательно, чанди Боробудур — это настоящий чанди, несмотря на все его отличия от других чанди Индонезии.
Сукмоно, обладающий обширными познаниями о буддийском мире и искусстве, указывает, что вертикальное разделение храма на основание, тело и надстройку, в связи с чем большая ступа становится венцом памятника, полностью соответствует представлению о Космической горе, три надстоящих уровня которой символизируют три сферы Вселенной: бхурлока, сферу смертных, бхуварлока, сферу очистившихся, и сварлока, сферу богов. Внутри типичных чанди символы трех сфер повторяются. В углублении, делающемся в центре основания, находится ритуальная урна, содержащая припих, то есть кусочки металлов, драгоценные камни и зерна, символы земных элементов; внутри средней части храма в священной палате находится изображение Будды, восседающего на троне; наконец, в надстройке из прочного камня помещается еще один припих, представляющий божественные элементы.
Во время обрядов божество, по представлениям верующих, нисходит из своей временной обители в самой верхней части чанди и вступает в священную палату, чтобы одухотворить там свою статую. В то же время земные элементы из углубления наделяют ее временным телом. Обретя тело и душу, статуя оживает; это уже не неодушевленный предмет, но живой бог, который может общаться со служителем культа.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…