Книга «Командосы Рыбачьего затона», продолжает поиски, начатые А. Гайдаром в повести «Тимур и его команда». Перекличка двух произведений ощущается и в развитии узловых проблем, и в создании образа писателя Арсения Гая, объединяющего романтический и реалистический аспекты повести. «Задумчивый великан Сеня Гай», открывший при жизни легендарную страну Синегорию, сам стал неумирающей легендой для юных «командосов Рыбачьего затона», отправивших своими руками в боевой путь миноносный тральщик, который они назвали «Арсений Гай».
Патриотическая помощь подростков взрослым, стремление принять на свои плечи все тяготы войны переплетаются у мальчишек с игрой, романтикой. Кассиль создает в повести различные характеры мальчишек. Каждый по-своему «фантазер и выдумщик». Мечтателем оказывается толстый, добродушный увалень «Тимон», Тимка Жохов, верный друг и телохранитель Валерки Че-репашкина. Валерка Черепашкин, «историк города Затонска», худенький, подвижный, пытается придать себе солидность, постоянно обращаясь к своей папке, завязанной тесемками, записывает туда не только события истории народа, но и «собствен-ноумные» мысли. Он мечтает стать «великим человеком». В этой мечте переплетается и мальчишеское стремление прославиться, и любовь к городу, где он родился и вырос. Валерка глубоко убежден, что тот, кто не любит родной город, никогда не сможет полюбить города, в которых родились другие; «что же тогда он, спрашивается, любит на земле?»
Объединяет «крмандосов Рыбачьего затона» Капка Бутырев, мать которого убита во время авиационного налета, а отец пропал без вести на фронте. Капка оказался единственным «мужчиной в доме», он чувствует ответственность за судьбу своих сестер Риммы и маленькой Нюшки. Трудное время борьбы и испытаний рождает определенные черты характера, роднящие детские характеры, отдаленные иногда не только десятилетиями, но и столетиями. Так, черты ранней зрелости героя Кассиля заставляют нас вспомнить некрасовского, «мужичка с ноготок», Власа. Капка, ученик ремесленного училища, возглавляет бригаду, работающую для фронта. Он не по годам серьезен, деловит и положителен. Однако автор не лишает этого «делового человека» мальчишеских черт характера. Капка самозабвенно придерживается ритуала «командосов», связанного с выполнением девиза «Отвага, Верность, Труд, Победа». Он готов вступить в единоборство с тремя хулиганами, которых подговорил трусливый спекулянт Лешка Дульков, «Ходуля», чтобы избить Капку. Но тот же Капка старается спрятать от сестры Риммы синяк под глазом, полученный в этой стычке. Он же отбивается от Риммы, которая будит его на работу и не дает досмотреть сон об отмщении Лешке «Ходуле». Сочетание мальчишеского и зрелого в облике главного героя повести оказывается очень убедительным. Это передает колорит времени, ощущаются традиции детской литературы предшествующих периодов.
Повесть «Дорогие мои мальчишки» — одна из наиболее удачных попыток Кассиля рассказать о героическом труде ребят в годы войны. В ней развиваются две сюжетные линии: реалистическая и сказочная — и сказка о Синегории, и быль о жизни ребят военных лет в городе Затонске. Повесть «Улица младшего сына» (1949) создана на документально-историческом материале, она написана в содружестве с журналистом М. Поляновским, который «полностью доверился… писательскому опыту» соавтора, позволив ему сохранить «выработанную годами творческую манеру» Творческая манера Кассиля не осталась неизменной в этой книге; на нее наложил отпечаток сам материал, определивший фабулу повести и принципы исследования характеров героев.
Уже вводная глава «Улица в Керчи», рассказывающая о награждении Володи Дубинина посмертно в марте 1942 года орденом Красного Знамени и о присвоении улице и школе его имени, придает героическую тональность повести. Первая часть повести «Расти, мальчуган!» показывает формирование характера героя до 22 июня 1941 года. Володя слушает рассказы отца о революции и гражданской войне, узнает о борьбе за Советскую власть представителей старшего поколения. Он побывал с другом в катакомбах, они видели подписи своих отцов-партизан на камнях. Это развивает стремление Володи к романтике подвига, отразившееся в его мечтах и играх. Во второй части повести — «Подземная крепость» — раскрывается идея автора о единстве трех поколений — коммунистов, комсомольцев и пионеров, символически воплощенная в красном галстуке. Формирование характера Володи продолжается и в дни борьбы с врагом. Ему приходится подчас трудно из-за собственного упрямства, горячности, но он всегда чувствует главное — самозабвенное желание видеть родную землю свободной от врага. Это давало Володе право ответить матери после возвращения из катакомб, что ему «всякое приходилось», «какое командование давало задание, то и выполнял». Это давало ему и другое право — участвовать во всем, что происходило в родном городе. Потому и пошел он снова к каменоломням помочь саперам разминировать входы.
Создав образ Володи, писатель показал, как мечта героя о героическом превратилась в реально осуществленный подвиг. На документальной основе написана и повесть «Ранний восход» (1953). Книга Кассиля — памятник безвременно погибшему Коле Дмитриеву: она воссоздает ритм жизни мальчика, его игры с друзьями и младшей сестренкой, страсть к рисованию, упорную работу, встречи с художниками — ранний восход таланта. Коля Дмитриев, трагически погибший на пятнадцатом году жизни, проявлял незаурядные способности художника. Выставка его картин заслужила признание многих серьезных ценителей искусства. В то же время книга Кассиля — апофеоз творческого начала в человеке.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…