«Сферы» — узенькие полоски, «пространства»—довольно широкие полосы: автор явно убежден, что ошибки, безрассудство и глупость в человеческом мире превосходят по размеру способности умножать и усваивать знания. Кант увидел в схеме Белосельского все те познавательные способности, которые описаны в «Критике чистого разума». Сравните соответствующие термины Канта — «чувственность», «способность и суждения», «рассудок», «разум», «продуктивное воображение». Чувственность дает материал, содержание наших знаний, рассудок облекает его в логическую форму. Синтез чувственности и рассудка осуществляет продуктивное воображение. Главное открытие Канта в теории познания состояло в признании определяющей роли воображения для процесса познания. До него воображение считалось прерогативой поэтов, а сухой педант из Кенигсберга увидел поэтическое начало в процессе образования понятий. Для Белосельского «сфера духа», равнозначная кантовскому «продуктивному воображению»,— высшая познавательная способность. Единственная граница для нее — сама жизнь: воображение должно оперировать только реальным материалом, не фантомами, иначе на своих крыльях (выразительно венчающих схему) оно может легко унестись в «пространства вымыслов», выродиться, как говорит Кант, в «пустое умничанье».

Следуя древней традиции, Кант отличал рассудок от разума, как область науки от сферы философии: первая расчленяет мир, вторая стремится схватить мир как целое. У Белосельского наряду со «сферой рассудка» предусмотрена «сфера прозорливости, или трансценденции», где главное состоите том, чтобы видеть сразу множество опосредовании. Комментируя этот раздел, он убедительно говорит об игре как школе, где тренируются творческие силы. Вспомним, что для Канта игра — важнейший стимул культуры. Помимо колоссальной разницы в основательности разработки затронутых проблем, есть между Белосельским и Кантом одно принципиальное различие в самом подходе к делу. Для Белосельского каждая отмеченная им «сфера» — своего рода разряд, в который природа зачисляет человека и за пределы которого он выскочить не может. Белосельский видит социальное неравенство и не одобряет его, неравенство способностей он считает естественным и непреодолимым. Человеку остается лишь правильно определить свою принадлежность к той или иной сфере и развивать способность, данную ему от рождения. Прав в данном случае Кант.

Схема  познавательных способностей (по  А.   М.   Белосельскому).

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago