В 1984 г. пьесой «Наблюдатель» дебютировал в драматургии Алексей Шипенко. Вслед за первой пьесой последовали «Дама с камелиями, или Когда мы войдем в город» (1985), «Смерть Ван Халена» (1989), «Археология» (1990), «Из жизни камикадзе» (1992) и др. В одном из немногих своих интервью драматург парадоксально определил собственные творческие установки: «Я не знаю, что такое пьеса. Я не знаю, что такое драматург. Я не знаю, что такое театр. Я вообще много чего не знаю. И это не поза, это факт. С этой точки зрения я нахожусь в перманентном кризисе, но только находясь в кризисе, я могу сочинять свои истории и быть свободным от него». Даже если не поверить автору и признать, что это все-таки поза, она весьма показательна для современной драматургии. Пьесы А. Шипенко действительно написаны будто вопреки законам драмы, и в этом прямая связь его эстетики с законами театра абсурда: перед нами вольные драматические импровизации, созданные по своим, неведомым миру законам, со свободной композицией, иногда с вовсе отсутствующим финалом, полные обширных монологов или коротких диалогов, произносимых бездействующими людьми.
«Идентификация музыканта в двенадцати эпизодах» — так А. Шипенко определил жанр пьесы «Смерть Ван Халена». Идентифицируется с известным гитаристом и композитором простой московский парень Коля, лежа на раскладушке в убогой коммуналке и общаясь с Эдди Ван Халеном по телефону. Причем то, что телефон давно отключен за неуплату, общению никак не препятствует; напротив, Коля обнаруживает полное совпадение своих взглядов не только на музыку, но и вообще на жизнь с суждениями своего кумира.
В конце концов процесс идентификации завершается появлением Ван Халена на пороге Колиной коммуналки, Коля же, в свою очередь, оказывается в далеком Нью-Йорке. Ошибочным было бы считать, что пьеса Шипенко — о рок-музыке или рок-музыкантах, фигура Ван Халена, избранная в данном случае для идентификации, сама по себе не имеет принципиального значения. Драматург выводит размышления своих героев на гораздо более обобщенный уровень: почему бы не свести вместе двух незнакомых людей и не вглядеться пристальнее, такие ли уж они чужие? Не случайно в финале пьесы, когда герои встречаются в последний раз, Коля рассказывает Ван Халену любимый эпизод из фильма «Мертвый сезон»: «А в конце фильма его обменивают. На другого разведчика, иностранного. Они засыпались оба, каждый в той стране, где разведывал. И вот эти страны обменять их решили. А дело на каком-то шоссе происходит — машины подъезжают, они выходят и идут навстречу… И когда встречаются на полосе на этой, на нейтральной, или как это там, — улыбаются. А потом расходятся. А может, и не улыбаются они вовсе — просто мне так показалось, захотелось так…» В этом Колином монологе — и сюжет, и композиция, и особое, неуловимое, импровизационное настроение этой нетрадиционной пьесы Шипенко.
После публицистического угара и стремления как можно более жестко и вызывающе обнажить все общественные язвы и социальные пороки, характерные для перестроечного и постперестроечного времени, в современной драматургии отчетливо обозначилась прямо противоположная тенденция. Вместо намеренно антиэстетичных, вызывающих подробностей современной жизни — стремление к изящно выстроенным, поэтичным картинам и образам прошлых эпох; вместо жестко определенного взгляда на мир — призрачная неуловимость очертаний и настроений, легкая имп-рессионистичность; вместо безнадежных и беспросветных финалов — светлая печаль и философское отношение к неизбежному «бегу времени»; вместо нарочито грубого языка — классически чистое русское слово.
Подобные красивые ретро-пьесы создаются всеми недавно заявившими о себе драматургами: М.Угаровым («Правописание по Гроту», 1992; «Газета «Русский инвалид» за 18 июля», 1993; «Зеленые щеки апреля», 1995), Е. Греминой («Колесо фортуны», 1990; «За зеркалом», 1994; «Сахалинская жена», 1996), О.Мухиной («Таня-Таня», 1995), О.Михайловой («Русский сон», 1994; «Жизель: Балет в темноте», 1995) и некоторыми другими авторами, которые очень и очень непросто находят сейчас дорогу к читателю и зрителю. Далеко не все произведения востребованы театром или хотя бы опубликованы. Большинство из них может заявить о себе только публикацией в драматургическом альманахе («Сюжеты», «Ландскроны») или в журналах «Современная драматургия» и «Драматург».
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…