На сцене — портрет Гоголя работы Ф. Д.. Моллера, под ним — слова писателя: «Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России». В левом углу — столик и кресло для исполнителя роли автора. В противоположном — верстовой столб, символизирующий дорогу. 1-й ведущий. Сегодня речь пойдет о великом русском писателе Н. В. Гоголе, очень необычном человеке и чрезвычайно талантливом художнике слова, о его надеждах и разочарованиях, о страстной любви к Родине, о его трагических «поисках живой души».
На верстовом столбе появляется плакат с надписью: «Месяца марта 20 числа (1 апреля) 1809 г.— начало пути». 2-й ведущий. Существовало предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя попасть в Сорочшщы. И потом всю жизнь Гоголь называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу.
1-й ведущий. Дорогу, которая началась 1 апреля 1809 года, дорогу — в поисках счастья, в поисках правды, смысла жизни, высокого предназначенья.
Автор (выходит, сменяя ведущих, с папкой, в которой— исписанные листы; говорит, подсматривая в них). В те годы, когда я стал задумываться о моем будущем (а задумываться о будущем я начал рано, в те поры, когда все мои сверстники думали еще об играх), мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий, что я сделаю даже что-то для общеге добра (садится за стол, раскладывает листы).
На верстовом столбе появляется надпись: «Нежин-Пегербург». На сцену выходит юноша. Читает вдохновенно:
Автор. Мне хотелось в сочиненье моем выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые еще не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые еще недостаточно всеми осмеяны и поражены… Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так эти достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня тоже был запас, поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом. На столбе: «Московский цензурный комитет» (выносит один из «цензоров» и вешает).
Председатель выходит первым. Автор с болью, удивлением, негодованием прислушивается к разговору, Голохвастов (председатель, голосом «древнего римлянина»). Мертвые души! Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть, автор вооружается против бессмертия. Вслед выходят цензоры, по их возбужденным лицам видно, что спор на сцене — продолжение ранее начатого разговора.
Автор (подняв голову от рукописей). Может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой русской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения. И мертвыми покажутся пред ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга пред живым словом!
2-й ведущий. Таким образом, «вся история второго тома есть история поисков и ненахождения ответа на главный «вопрос». Долго страдал он, отыскивая светлые стороны и пути к примирению с обществом, как того жаждала любящая душа художника, искал, заблуждался… уже не однажды думал, что найден ответ… Но не удовлетворялось правдивое чувство поэта…» Так писал о работе над вторым томом Аксаков.
1-й ведущий. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, поэтому что того и нет еще на свете»,— с горестью отмечал В. Г. Белинский после выхода книги.
2-й ведущий. «Мертвым душам» Гоголь отдал все,— и свой художественный гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» — это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть; это та подвижническая келья, в которой он бился и страдал до тех пор, пока вынесли его бездыханным из нее.
Автор (медленно, в горестном раздумье). Вот какую длинную дорогу мы проделали, в разных уголках России побывали, а живой души… Все мертвое кругом, жизнь — одна видимость жизни (бросает плакаты из рук). Где же выход, где дорога? (уходит)
На сцене высвечивается рисунок М. Горяева «Гоголь».
1-й ведущий. «Вспомним то место… когда из души, наболевшей от пошлости и ничтожества современного общества,, вырываются мучительные; стоны, и охваченный предчувствием, великих судеб, ожидавших! Русь, эту непостижимую страну, он восклицает: «Русь! Куда несешься ты, дай ответ!..» И не дала она ответа поэту, и не передал он его нам, хотя всю жизнь свою ждал, молил и домогался истины» (И. С. Аксаков). «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, посторани-ваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Вечер проводится обычно 1 апреля, в день рождения Гоголя. Чтобы он стал событием, к нему нужно тщательно готовиться, настроить учащихся на восприятие материала. За несколько дней в школе расклеиваются красочные афиши (по образцу театральных), изготовляются программки.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…