А. Собуль был автором фундаментальных трудов по истории революции; новаторское усилие было им предпринято с целью исследования движений парижских санкюлотов в период якобинской диктатуры, выяснения их социального состава, противоречивости политических и социальных устремлений, сложности и неоднозначности отношений с якобинской властью. Расходясь во взглядах с А. 3. Манфредом, В. М. Далиным и многими другими советскими специалистами, он считал социальной основой якобинской диктатуры революционную буржуазию. В трудах французского историка обосновывался тезис, согласно которому санкюлоты, т. е. плебс и мелкая буржуазия, их вожди — эберисты и «бешеные», были зародышем революционно-демократической диктатуры, находящейся на более высоком уровне демократизма, чем «чисто буржуазная якобинская диктатура»120.
А. Собуль и другие французские марксистские историки отстаивали классические концепции
[smszamok]
французской революции: тезисы о ее закономерности, историческом значении в качестве рубежа между феодализмом и капитализмом. Особое внимание они обращали на феодальную эксплуатацию французской деревни и защищали положение о незавершенности аграрной революции с точки зрения радикальных, уравнительных требований крестьянства.
Выводы марксистских историков по проблеме соотношения реформаторства просвещенного абсолютизма и теми преобразованиями, которые осуществила революция, «работали» в том же плане.
А. Собуль проводил четкое различие между «республикой народа», «республикой II года…» и «республикой нотаблей, зародившейся в 1795 г., но остававшейся под различными наименованиями формой правления во Франции в течение большей части XIX в,»121, что также вписывалось в классическую концепцию революции.
Концепции А. Собуля повлияли и на российскую историографию Французской революции, что нашло свое отражение в трудах профессора Ленинградского университета В. Г. Ревуненкова. С середины 60-х годов ученый начал пересматривать классическую концепцию якобинской диктатуры. Он считал, что в Конвенте господствовали группировки, отражавшие интересы крупной и средней буржуазии, что деятели якобинизма были выразителями их интересов, а представителями интересов народных низов выступали Парижская коммуна и ее еекции, В. Г. Ревуненков впервые в российской историографии осмыслил «в теоретическом плане» и фактологически проблему якобинского террора, опять-таки использовав проведенный А. Собулем анализ социально-классовой природы санкюлотской, мелкобуржуазной массы. Ученый защищал положение о том, что террор якобинцев «дисциплинировал» и народное движение, его нельзя идеализировать, замалчивая теневые стороны: он был направлен не только против роялистско-жирондистской контрреволюции, но и подавлял выступления радикальных плебейских елементов.
В последнее время появились серьезные исследования М. А. Барга и Е. Б. Черняка о великих социальных революциях XVII — XVIII вв., рассматриваемых в контексте всемирно-исторической эпохи перехода от феодализма к капитализму, а не обособленно, как в предшествующей марксистской историографии’37. Исследователи уточнили и переосмыслили роль и значение Английской и Французской революций, сделав ряд новаторских выводов. В частности, они считают, что страной классического перехода от феодальной формации к капиталистической может быть признана Англия; Франция; на эту роль претендовать не может.
Подвергнув анализу впервые в историографии названную таковой «классическую» Английскую революцию, выявив ее классические и неклассические черты, особенности, последствия, М. А. Барг и Е. Б. Черняк дали характеристику Французской революции в сопоставлении с нею и с другими ранними буржуазными революциями. Эта характеристика учитывает и рг.звивает выводы советской марксистской историографии 20-х годов, впервые обратившей внимание на мануфактурную стадию развития капитализма. Исследователи пришли к следующему выводу: Французская революция является классической революцией мануфактурного периода развития капитализма, как и все ранние буржуазные революци. Во Франции, как и в большинстве европейских стран, мануфактурный капитализм был «лишь капиталистическим укладом в рамках феодального общества», становившегося помехой развертыванию промышленной революции и собственному прогрессу. Поэтому классический путь развития феодализма во Франции не способствовал, а препятствовал «классической» буржуазной революции, которая, в свою очередь, не «обеспечивала» классического пути развития капитализма.
Отметив особенности колониальной системы, системы государственных займов, налоговой и протекционистской системы, внешние условия, характерные признаки складывания рынка после победы Английской революции, отметив предшествующие революции перевороты в торговле, финансах, транспорте, сдвиги в сфере социальной, политической и идеологической, авторы определили этапы развития мануфактуры, отметив, что последний этап приходится на первые две трети XVIII в. Сосуществование феодализма и мануфактурного капитализма обусловило их экономическое соревнование и борьбу двух социальных систем, что находило отлечаток в идеологии Просвещения.
[/smszamok]
М. А. Барг иЕЕ Черняк отметили, что главная особенность экономического развития Европы в XVIII в. состояла в том, что «на континентальном уровне она переживала постреволюционный период, а на региональном и национальном уровнях, в большинстве случаев, еще дореволюционный эгап переходной эпохи». Последнее относилось к Франции, где мануфактура достигла такой степени зрелости, что вступила в конфликт с феодальным строем.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…