Важную роль в становлении и развитии литературы борющегося пролетариата сыграли творчество и организаторская деятельность М. Горького. «Горький был первым из писателей, кто почувствовал величие надвигающихся событий»,— писал А. Луначарский, он не только отразил в своем творчестве «зарю пролетарского движения» (Боровский), пробуждение социального сознания в массах, но явился вдохновителем и организатором пролетарской литературы. В содружестве с писателями демократического лагеря Горький стремился закреплять и развивать общественно-гуманистические традиции русской литературы. Каждым своим произведением писатель вносил в литературу новые темы, идеи, новых героев. Горький глубоко интересовался детской литературой, привлекал в нее новых авторов, проявлял инициативу при составлении планов издания книг для детей и сам писал для юных читателей.
Своей художественной практикой Горький заложил в литературе для [rkey]детей основы нового творческого метода, метода социалистического реализма, получившего широкое развитие после Великой Октябрьской социалистической революции (см. главу «М. Горький»). Деятельное участие в становлении пролетарской детской литературы принял Александр Серафимович Серафимович (А. С. Попов, 1863—1949). Он располагал богатейшим материалом о жизни трудящихся и вошел в литературу как автор правдивых рассказов о самоотверженных тружениках: шахтерах, лесорубах, поморах, заводских и железнодорожных рабочих («На плотах», «Сцепщик», «На льдине» и др.). Писатель выступал подлинным защитником интересов трудящихся, призывая к революционной борьбе с эксплуататорами. Героями многих рассказов Серафимовича являются дети трудящихся, изнуренные непосильным трудом и лишенные радостей детства («Маленький шахтер», «Маленький парикмахер», «Воробьиная ночь»).
«В детских рассказах того времени,— писал впоследствии Серафимович,— авторы считали своим долгом «лакировать» жизнь, не давать ребенку ничего мрачного, то есть скрывать от него все темные стороны царско-буржуазиого строя. Я же, наоборот, полагал, что ребенку нужно из книги черпать жизнь такой, какая она есть».
Вот перед нами герой рассказа «Маленький шахтер»: «Грязный, всклокоченный, с головы до ног пропитанный угольной пылью, шахтер с озлобленной торопливостью и угрозой во всей фигуре, пожимаясь от холода, шагал в башмаках на босу ногу по снегу… Мальчик тоже был черен, как эфиоп, оборван и тоже мелькал босыми йогами в продранных башмаках».
Серафимович ввел в детскую литературу не только образы юных тружеников, подавленных тяжелой работой и нуждой, но и тех детей, которые выражали протест против невыносимых условий своего существования («Мишка упырь», «Галчонок»). Он тонко и глубоко раскрывал психологию своих маленьких героев, их удивление и страх перед огромным враждебным им миром, жажду игр и развлечений, невозможных для них, суеверия и предрассудки, внушенные им взрослыми и не развеянные книгой и школой, также недоступной этим маленьким труженикам. Во многих произведениях Серафимович рисует картины природы, которые органически связаны с сюжетом рассказов. Море, лес, река, буря всегда изображаются автором действенно, в связи с душевным состоянием героя или с его работой («В бурю», «Лесная жизнь» и др.). Язык его произведений, по выражению В. Г. Короленко, «прекрасный… образный, сжатый и сильный». Рассказы Серафимовича о детях характеризуются острым драматизмом, вызывающим живой интерес читателей, сочувствие к героям. Произведения Серафимовича имели большое воспитательное значение. Они печатались в передовых детских журналах и резко противостояли буржуазной детской литературе.
В начале XX века начали появляться в печати произведения Алексея Ивановича Свирского (1865—1942). Он писал о людях, «выпавших из жизни», каких часто встречал в долгие годы своей бродячей жизни. Особую популярность приобрела повесть Свирского «Рыжик», которая печаталась в журнале «Всходы» в 1901—1902 годах и вышла отдельным изданием в 1904 году. Герой повести Санька Рыжик, прозванный так за медный цвет волос,— сирота. Узнав, что приемные родители тяготятся им, он убегает из дома и встречается с бродягой-фокусником по прозвищу Полфунта. Вместе с ним он бродяжничает по Руси. Заканчивается повесть прощанием Саньки с умирающим старшим другом. Полфунта советует ему начать новую, трудовую жизнь: «Пойми, мы около жизни ходили, а в середине ее не были… Трудись… Бродяги не нужны миру». Повесть привлекала читателей своим захватывающим сюжетом, обширными сведениями о русском быте, воздействовала на них всем своим гуманистическим, жизнеутверждающим пафосом. Свирский написал для детей также книгу о шахтерах «Черные люди» (1908).
Участие в создании для детей правдивых, реалистических произведений, содействовавших укреплению фронта молодой демократической детской литературы, приняли авторы, объединенные А. М. Горьким вокруг прогрессивного издательства «Знание». Среди этих писателей необходимо назвать А. Куприна, И. Бунина, Н. Телешова, Л. Андреева и других. Героями их произведений были дети, также нередко обездоленные, лишенные детских радостей, счастья.
Среди рассказов Александра Ивановича Куприна (1870— 1938) наибольшей популярностью у детского читателя пользовались «Белый пудель», «В недрах земли», «Слон», «Чудесный доктор» и др. «Белый пудель» — драматическая история о том, как у маленького уличного акробата по прихоти богатого мальчика отняли дрессированную собаку. С риском для жизни маленький акробат выручает свою любимицу.
О трагической судьбе малолетних, обреченных на непосильный труд в шахте, повествует Куприн в рассказе «В недрах земли». Вместе с тем писатель раскрывает высокие душевные качества в людях, которые, казалось бы, утратили все человеческое. Мальчуган Васька, рискуя жизнью, спасает во время катастрофы в шахте своего взрослого напарника Ваньку Грека. Спаситель и спасенный связаны теперь навсегда «крепкими и нежными узами». Много радости доставляет маленькому читателю история о том, как к больной девочке Наде привели домой живого слона («Слон»). Рассказы Куприна отличаются простотой и четкостью композиции, выразительностью языка, проникнуты теплотой чувств, гуманностью.
Николая Дмитриевича Телешова (1867—1957) особенно волновала тема бесприютного детства. В рассказах «Елка Митрича» и «Домой» он показал «ничьих» детей, радующихся малейшей ласке и вниманию к ним. Рассказы проникнуты сочувствием к одиноким, заброшенным детям. Телешовым написано для детей и несколько сказок («Белая цапля», «Живой камень» и др.). Вошли в круг детского чтения и несколько рассказов Леонида Николаевича Андреева (1871—1919), созданных писателем в ранний период творчества, когда он выступал в литературе как представитель критического реализма («Петька на даче», «Ангелочек», «Кусака»). Рассказы эти отличаются тонким психологизмом и напряженным драматизмом ситуаций. Герой рассказа «Петька на даче» — мальчик из парикмахерской, кухаркин сын, ребенок без детства. Он задерган грубыми окриками хозяина и подмастерьев, изнурительной, бессмысленной, однообразной работой.
[/rkey]
Короткая поездка вместе с матерью на дачу ее хозяев мелькнула радостным сновидением в жизни Петьки, и снова он в душной парикмахерской, снова влачит жизнь маленького каторжника. Сердце тринадцатилетнего Сашки («Ангелочек») ожесточилось от гимназической муштры, неурядиц в семье, побоев и полуголодного существования. Однако где-то в тайниках души «испорченного мальчика», «волчонка» живет стремление к справедливому, чистому, высокому. Он жалеет своего больного неудачника-отца и способен оценить поэтичность изящного елочного ангелочка. Мысль о зыбкости, мимолетности счастья отражает субъективную позицию писателя. Объективный смысл повествования — протест против невыносимых условий жизни, обрекающих людей на страдания, ожесточающих их.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…