Сказка «Утро» — произведение лирико-романтическое и философское. Романтическая тема звучит и в сказке «Воробьишко». В жанровом отношении «Воробьишко» — романтико-сатириче-ская сказка. Сатирически изображены в произведении старые пичужки. По словам Горького, они напоминают скучных людей, которые обо всем говорят так, как в книжках написано, не имея собственного мнения. Они не верят в способность человека к смелым, дерзновенным порывам. Не потому ли маленький и забавный Пудик, нетерпеливо желающий знать, «что такое божий мир и годится ли он для него», не приемлет поучений старых пичужек? Ведь эти поучения не одухотворены мечтой и напоминают проповеди ужа из «Песни о Соколе». А Пудик убежден в другом: «все должны иметь крылья». И в стихах «собственного сочинения» он, подобно героям ранних романтических произведений Горького, высмеивает «рожденных ползать», бескрылых, людей. Такова нравственная идея сказки «Воробьишко».
Разрабатывая все новые и новые формы советской литературной сказки, Горький создает и классический образец сатири-ко-бытовой сказки для [rkey]детей. В сказке «Самовар» он обличает мещанскую тупость и самодовольство. Здесь действующими лицами оказываются вещи домашнего обихода, наделенные чертами определенных типов людей: «толстая, широкая и очень смешливая сахарница», которая всех и всего на свете боится, сливочник, напоминающий «горбатенького господина с одной ручкой» («он всегда говорил что-нибудь печальное»). Больше всех высмеивает писатель «форсисто фыркающий» самовар. Он безудержно хвастается перед всеми блеском своих медных боков, считает себя умницей и красавцем, хочет, «чтоб луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него». Полны самоупоения, самовлюбленности песенки, которые поет самовар:
К теме мещанства, одной из важнейших тем всего своего творчества, Горький возвращается и в сказке «Яшка». Сатира здесь носит ярко выраженный политический характер. Это сказка-памфлет. Не случайно она появилась в 1919 году, когда классовая борьба между защитниками молодой Советской Республики и враждебными силами старого мира достигла необычайного напряжения. Десятилетний мальчик Яшка попадает за свои житейские страдания в рай. И вот он видит вереницы святых угодников. Они томятся от скуки и елейно скулят о своих жертвенных страданиях и доблестях: «ножки у нас переломаны, ручки вывихнуты, ведь как мы страдали!» От этой райской жизни Яшке и пить, и есть, и играть расхотелось. И он возвращается на землю, чтобы жить «во славу людям».
Финал сказки «Яшка» «воспринимается как избавление героя от тяжелейших мук рая, как смелый вызов самодовольно-тупому, паразитическому мещанскому райскому благополучию…». Горький выступает против развращающей философии смирения, покорности, пассивной жертвенности (см. «Советская детская литература». М., 1958).
Новаторской была и научно-познавательная сказка Горького «Случай с Евсейкой». Она рассказывала детям о морском дне и его обитателях. Внешние особенности и образ жизни этих обитателей морского дна Горький характеризует меткими сравнениями и выразительными глаголами. Например, голотурия напоминает «плохо нарисованного поросенка», сепия — «мокрый носовой платок». Краб двигается «боком-боком», рак-отшельник везет свою раковину, тащится морская черепаха.
Все эти научно-познавательные факты Горький мастерски вплетает в сюжетное действие. Своей необычайностью они создают сказочную обстановку, в которую попадает маленький герой Евсейка. В жанре научно-познавательной сказки писатель сумел развить приключенческий сюжет, нарисовать образ смелого, находчивого маленького героя. Евсейка напоминает Пудика и Яшку романтичностью и жизнелюбием. И в нем угадываются черты человека будущего — хозяина свободной земли. В сказках «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Яшка» Горький опирается на идейно-эстетический опыт детской народной и детской литературной сказок, созданных такими писателями, как Погорельский, Одоевский, Гаршин, Пер-ро, братья Гримм, Андерсен. Обогащая этот опыт, Горький использует чисто литературный прием, который подчеркивает условность волшебного («Случай с Евсейкой»). Создавая детские сказки, писатель обращается к изобразительным средствам народной детской сказки — очеловечению природы и окружающих человека вещей и предметов, диалогической форме сказочного повествования, сочетанию диалога с песенками и стишками.
Так, в сказке «Воробьишко» Пудик ведет спор с воробьихой-мамой и чуть не гибнет от лап кошки. В сказке «Самовар» вещи оживленно беседуют, и вдруг… самовар распаялся, разбилась полоскательная чашка, откололась ручка у сливочника, лопнул чайник. Неожиданным спасением Евсейки завершается его диалог с «огромной рыбой», как и диалог Яшки с богом Саваофом. Новые идеи, темы, образы, сюжеты раскрыты писателем приемами народной детской сказки.
Только сказка «Утро» представляет авторский монолог. Но и в этой сказке Горький заставляет очеловеченную природу «высказываться». Волны моря поют солнцу: «Приветствуем вас, владыка моря!» А солнце отвечает им: «Добрый день!» Зеленые ящерицы говорят друг другу: «Сегодня будет жарко!» В этот диалог вступает и сам автор. Сняв почтительно шляпу, он отвечает цветам, попросившим его нарисовать их «маленькие портреты»: «Вы очень любезны! Благодарю вас за честь!»
Горький иногда имитирует народный сказ. В сказке «Яшка» сама тема диктовала необходимость употребления библейских слов и выражений («грешник», «рай», «праведник», «святые угодники», «славы твоея»). И все же речь действующих лиц здесь разговорная, просторечная. Господь спрашивает у Яшки:
«Ты откуда?
— Из Петербурга.
— Чего рано помер?
— Да-а, — сказал Яшка, — рано! другой бы на моем месте еще раньше издох.
— Али трудно жилось? — ласково спросил господь. Екнуло сердце Яшкино, хотел он рассказать богу о своей тяжелой жизни, да вспомнил, как святые угодники жаловались, и — сдержался, только крякнул».
Новизна и оригинальность сказок писателя заключается в том, что они показывают приметы будущего в самой реальной действительности. Они, эти приметы, в созидательном труде народа, в его пробуждении. В традициях старой литературной детской сказки создан Горьким образ сказочного героя-ребенка. Герой социально активен, способен к борьбе с общественным злом. В нем зреет человек социалистического общества.
Горький сблизил детскую сказку с жизнью, показал советским писателям, какой должна быть новая сказка для детей, какие традиции для нее особенно плодотворны. Призывая создавать произведения о детях и для детей, он говорил: «В литературе нашей дети не участвуют в качестве героев, что чрезвычайно странно, очень странно. Как будто идет смена, а в книжках ее нет, в романах, в повестях мы этой смены не видим. А это нужно».
Сам Горький с большой симпатией и теплотой писал о детях. Не только в сказках, но и во многих его рассказах дети являются главными героями («Дед Архип и Ленька», «Встряска», «Колюшка», «Нищенка», «Дети» и др.). В повестях и романах писатель часто изображал детские годы своих героев («Трое», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина»). Повесть «Детство» полностью посвящена этой теме.
Некоторые из своих произведений о детях Горький ввел в детское чтение. Едва ли не самым драматическим среди них является рассказ «Дед Архип и Ленька» (1894). Старый дед Архип и его внук Ленька нищие. Но чувство сострадания к этим отверженным не составляет главного пафоса рассказа. Острый социальный конфликт лежит в основе этого произведения. Дед Архип, с «выражением томительной тоски» на морщинистом лице, весь во власти старых привычек. С одной стороны, он человек патриархальный, исповедующий смирение, покорность богу. С другой — для него «мир — зверь», он ненавидит людей. И, жалея Леньку, стремясь хоть как-то обеспечить его будущее, копит деньги, добывая их унизительной ценой попрошайничества и воровства. В маленьком, хрупком Леньке живет мечта о лучшей жизни, о сильных и справедливых людях. Но он еще ребенок, и откуда ему знать, как осуществить эту прекрасную мечту!
Драматическое столкновение деда и внука, проходящее на фоне приближающейся, а затем разразившейся грозы, кончается гибелью обоих.
В сознании читателя остаются незабываемые образы гуманного ребенка, стремящегося к справедливости, и умирающего деда, готового на все, чтобы облегчить будущую жизнь сироты Леньки.
Из «Сказок об Италии» (1910—1913) в детское чтение прочно вошел рассказ «Пепе». Пепе — итальянский мальчик лет десяти, сирота, дитя улицы, никогда не унывающий, смелый, бойкий. «Простые люди» ему близки, он понимает их. А вот синьоры, поручившей ему отнести полную корзину яблок своей подруге, он не понимает. За что она бранит его? Ведь он так ловко и метко попадал яблоками в головы мальчишек, дразнивших его. Изумляет Пепе и жадность богатого американца, хозяина его сестры-прислуги. Сестра взяла у хозяина старые брюки и сделала из них одежду для своего брата. Когда американец увидел это, он хотел вызвать полицию, чтобы отвести мальчика в тюрьму. Пепе недоумевает: «Но я бы не сделал так, будь у меня много брюк, а у вас ни одной пары! Я бы дал вам две, пожалуй,— три пары даже; хотя три пары брюк нельзя надеть сразу!»
[/rkey]
Часами Пепе может смотреть в прозрачные воды моря, на цветы, трепещущие лепестками под дыханием морского ветра. Он свободен от условностей быта, от предрассудков и идет в жизни своей дорогой. Он любит свою родину — Италию. Старый столяр Пасквалино видит в нем человека будущего: «Дети будут лучше нас, и жить им будет лучше!» В рассказе о Пепе нет ничего фантастического. В произведении ощущается взгляд писателя на настоящее с вершины будущего. Рассказ поэтичен, насыщен живописными картинами природы.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…