Пьеса Островского написана в середине XIX столетия, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность поднималась на борьбу за свое раскрепощение. «Гроза», по замыслу Добролюбова, «самое решительное произведение Островского», так как в нем показан сложный трагический процесс раскрепощения души, которая оживает. В пьесе тьма борется со светом, взлеты меняются падениями, здесь показаны и живучесть морали «темного царства», и непрочность этой морали, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью «темного царства» борется Екатерина — главная героиня пьесы Островского.
Светлым и тихим было ее детство. Екатерина ходила в церковь, слушала рассказы паломниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Екатерины — это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Екатерину привлекает прежде всего красота пересказов, церковная музыка, иконопись, «ее воображение работает неутомимо и относит ее в новый мир, «тихий и светлый».
Но смелый и решительный характер Екатерины показывается еще в детстве. Она рассказывает Варваре: «Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было вечером, уже темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и оттолкнула ее от берега. На второе утро уже нашли верст за десять!»
Светлое детство прошло, и Екатерину выдают замуж за немилого. Жизнь у свекрови сразу не понравилось Екатерине. Сварливая и жестокая Кабаниха, что своих родных «поедом ест», «точит, как ржавчина железо», старается подавить свободолюбивую натуру Екатерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Екатерина не умеет приспосабливаться к жизни «темного царства». «Не хочу здесь жить, так не буду…!» — решительно говорит она Варваре.
Нежно и пылко Екатерина любит Бориса. Ее любовь — это тоже протест против моральных основ «темного царства». Сила ее чувства такова, что она готовая пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!»
Но счастье только поманило Екатерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей госпожи, Екатерина во всем признается мужчине. «Что, сынок! Куда то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» — со злостью говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что взяла верх над Екатериной.
Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Екатерина, а не Кабаниха. Протест Екатерины возрастает. Она готовая на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис «не по своей воле» едет, он целиком зависит от своего дяди, купца Дикого.
Последняя надежда, угасшая в души Екатерины. «Снова жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!» — думает она. Екатерина понимает, что жить в дому Кабановых — это аморально. И лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием».
Добролюбов пишет: «…Она рвется к новой жизни, хоть бы и пришлось умереть в этом порыве». Вот он, протест Екатерины, протест против зла и мещанства, жестокости и вранья!»
В ответ на статью Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». В ней Писарев подвергает критике статью Добролюбова «Луч света в «темном царстве» и испытывает удивление, что критики не смогли «сделать Добролюбову ни одного возражения». Писарев говорит о Екатерине: «Что это за любовь, которая возникает от обмена несколькими взглядами?.. В конце концов, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся целиком благополучно всеми членами всех русских семейств?» Критик утверждает, что Добролюбов, увидев в каждом поступке Екатерины что-нибудь хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого «луч света в «темном царстве». Писарев не может согласиться с этим, так как «воспитание и жизнь не могли дать Екатерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум более дорогой, больше всего, или, вернее, ум — все».
Чем же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова Что заставляет одного писать о силе характера Екатерины, а другого — о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, которые рвались к новой жизни, были готовы к смерти ради нее. В то время другого протеста быть не могло, но даже такой протест подтверждал силу характера личности.
Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Екатерины: «…Сделав много ерунды, бросается в воду и делает таким образом последнюю и наибольшую ерунду».
Как я отношусь к Екатерине? Считаю ли ее «лучом света в «темном царстве»? Да, я люблю Екатерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Екатерину можно назвать «лучом света в «темном царстве», так как она протестует против кабановских представлений о нравственности, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу». В этом и состоит, по-моему, сила характера Екатерины.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…